ЗВЁЗДНАЯ СТРАНА ГРАФА ЭКЗЮПЕРИ

 

Слайд 1

      ЗВЁЗДНАЯ СТРАНА ГРАФА ЭКЗЮПЕРИ

Слайд 2

      Биография Сент-Экзюпери – это биография одного из самых загадочных авторов ХХ века. Судьба писателя и лётчика в одном лице является очень необычной. Давайте окунёмся в прошлое и попробуем прожить некоторые моменты того времени вместе с талантливым человеком.

Слайд 3

      Экзюпери родился 29 июня 1900 года во Франции, в Лионе. Отцом его был страховой инспектор, дворянин, граф Жан-Марк Сент-Экзюпери. Полное имя мальчику дали Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери. Биография его наполнена самыми разными событиями.

Слайд 4

      Экзюпери очень рано потерял отца. Дальнейшее его воспитание взяла на себя мать. Антуан окончил иезуитский колледж Сент–Круа, учился в частном пансионе в Швейцарии. В 1917 году Антуан стал студентом архитектурного факультета Школы искусств в Париже.

Слайд 5

      В 1921 году судьба Экзюпери круто изменилась – его призвали в армию. Сначала он работал в мастерских при аэродроме, но вскоре сдал экзамен и получил права гражданского лётчика. Чуть позже Экзюпери переквалифицировался в военного лётчика и, пройдя курсы офицеров в Аворе, получил звание младшего лейтенанта.

Слайд 6

      Офицер совершил множество полётов, но в 1923 году его самолёт потерпел крушение, и Экзюпери получил сильную травму головы. Его комиссовали, после чего Антуан переселился в Париж, где и занялся литературой.

Слайд 7

      В 1926 году Экзюпери вновь вернулся в авиацию и стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Весной он начал работать по перевозке почты на линии Тулуза — Касабланка, затем -Касабланка — Дакар.

Слайд 8

      19 октября 1926 года его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби, на самом краю Сахары. Здесь он написал своё первое произведение — роман «Южный почтовый».

Слайд 9

      Затем последовали высшие авиационные курсы морского флота в Бресте, городке на западе Франции, в свет вышел роман «Южный почтовый», а сам -Экзюпери отправился в Южную Америку в качестве технического директора «Аэропоста — Аргентина», филиала компании «Аэропосталь».

Слайд 10

      В 1930 году Сент-Экзюпери был произведён в кавалеры ордена Почётного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В июне он лично участвовал в поисках своего друга, лётчика Анри Гийома, потерпевшего аварию при перелёте через Анды. В том же году Сент-Экзюпери написал роман «Ночной полёт» и познакомился со своей будущей женой Консуэло из Сальвадора.

Слайд 11

      Любовь Экзюпери и Консуэло — одна из самых удивительных историй любви прошлого века! Если бы в жизни французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери не существовало Консуэло, придуманный им Маленький принц мог бы остаться без Розы. Ведь именно Консуэло стала прототипом прекрасного цветка с шипами. Впрочем, официальные биографы уверены, что брак с этой женщиной был трагедией всей жизни Экзюпери.

Слайд 12

      Свадьба Антуана и Консуэло

Слайд 13

      Жениться на Консуэло Антуана отговаривали все, но он не послушал даже мать, которой всегда подчинялся. Его современники описывали их отношения одним словом — парадокс. Вспыльчивая, неуправляемая, взбалмошная, несдержанная на язык и неудержимая в капризах Консуэло. И спокойный улыбающийся Антуан.

Слайд 15

      В 1930 году Сент-Экзюпери вернулся в качестве пилота на почтовую линию Франция — Африка и обслуживал отрезок Касабланка — Порт-Этьенн — Дакар. В октябре 1931 года, писатель был удостоен литературной премии «Фемина» за роман «Ночной полёт».

Слайд 16

      С 1934 года Экзюпери работал в авиакомпании «Эр Франс» (бывшей «Аэропосталь»); как представитель компании совершал поездки в Африку, Индокитай и другие страны.

Слайд 17

В апреле 1935 года, в качестве корреспондента газеты «Пари-Суар», Сент-Экзюпери посетил СССР и описал этот визит в пяти очерках. Очерк «Преступление и наказание перед лицом советского правосудия» стал одним из первых произведений писателей Запада, в котором делалась попытка осмыслить сталинизм.

Слайд 18

      В скором времени Сент-Экзюпери становится владельцем собственного самолёта С. 630 «Симун» и 29 декабря 1935 года предпринимает попытку поставить рекорд при перелёте Париж — Сайгон, но терпит аварию в Ливийской пустыне, едва избежав гибели.

Слайд 19

      В августе 1936 года, в качестве корреспондента газеты «Энтрансижан», Экзюпери отправился в Испанию, где шла гражданская война, и опубликовал в газете ряд репортажей. В январе 1938 года на борту лайнера «Иль де Франс» Экзюпери отправился в Нью-Йорк, где приступил к работе над сборником автобиографических эссе «Планета людей».

Слайд 20

      15 февраля он начал перелёт Нью-Йорк — Огненная Земля, но потерпел тяжёлую аварию в Гватемале, после чего долго восстанавливал здоровье сначала в Нью-Йорке, а затем во Франции.

Слайд 21

      В годы 2-й мировой войны 1939-1945 г.г. Сент-Экзюпери, будучи военным лётчиком, сражался на фронте.

Слайд 22

      Во время войны Антуан де Сент-Экзюпери написал своё самое известное произведение, аллегорическую повесть – сказку «Маленький принц», впервые вышедшую в свет в апреле 1943 года в Нью-Йорке.

Слайд 23

      «Маленький принц» — это «детская» книга для взрослых, которая была переведена на 100 языков мира и разошлась на цитаты, самая известная из которых: «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Слайд 24

      «Маленький принц» отчасти связан с реальной жизнью автора, а отчасти – со всеми нами. Особенно сильно в ней просматривается критическое отношение к «миру взрослых» и стремление возродить романтический взгляд на мир, присущий детям.

Слайд 25

      «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» Антуан де Сент-Экзюпери.
      Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них.

Слайд 26

      Сама же история о «Маленьком принце» возникла из одного сюжета из сборника очерков Экзюпери «Планета людей». Это история случайной аварийной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне.

Слайд 27

      У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Это поиски воды изнемогающими от жажды лётчиками, их физические страдания и удивительное спасение бедуинами.
      В «Маленьком принце» Экзюпери наполнил этот символ глубоким философским содержанием.
      Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошённого войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.

Слайд 28

      Другой важный символ, к которому обращено всё произведение — это роза. Роза — символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты, но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом.

Слайд 29

      Какой путь спасения видит Экзюпери? «Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении» — эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки.

Слайд 30

      Трагедия Европы во Второй мировой войне, воспоминания писателя об оккупированной Франции оставили свой отпечаток на произведении. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей.

Слайд 31

      В 1943 году Экзюпери пришлось оставить штурвал по возрасту, однако он сумел уговорить медиков не отнимать у него неба, — жить без него он не мог точно так же, как и без своих записных книжек. Ему разрешили ещё восемь полётов. А потом ещё один. Последний полёт. Командир эскадрильи, Рене Гавуаль, после долгих уговоров разрешил Антуану подняться в воздух.
Незадолго до этого, именно Гавуалю Сент-Экзюпери отдал маленький чемоданчик со своими рукописями. Это было похоже на завещание.

Слайд 32

      31 июля 1944 года в 8 часов 45 минут самолёт «Лайтнинг» с бортовым номером 223 под управлением майора Антуана де Сент-Экзюпери взлетел с аэродрома Борго на острове Корсика для выполнения очередного разведывательного задания — готовилась высадка десанта союзников в Провансе.

Слайд 33

      Самолёт-разведчик не имел вооружения: вместо пушки и пулемётов на «Лайтнинге» была установлена фотоаппаратура. Запас горючего — на шесть часов. Лётчику приказано было избегать контактов с противником и особенно тщательно фотографировать район между Греноблем и Аннеси…
      Время шло; Сент-Экзюпери не возвращался.
      Прошло ещё три часа, и в рапорте зафиксировали: «Пилот не вернулся, считать пропавшим без вести».

Слайд 34

      Можно лишь догадываться, как в действительности разворачивались трагические события 31 июля 1944 года. Конечно, Сент-Экзюпери искали. И по сей день существует множество версий его гибели. Поиски сгинувшего самолёта предпринимались не раз.

Слайд 35

Луч надежды на раскрытие одной из самых печальных тайн Второй мировой войны дала находка французского рыбака близ марсельского берега. В сентябре 1998 года Жан-Клод Бьянко поднял со дна почерневший от соли серебряный браслет, на котором были выгравированы имена Антуана де Сент-Экзюпери и его жены-аргентинки Консуэлы.

Слайд 36

      В 2000 году француз Люк Ванрель у марсельского побережья, на глубине 85 м., обнаружил обломки боевой машины. По найденным останкам удалось идентифицировать тип самолёта. Следует добавить, что 31 июля 1944 года только один самолёт этого типа вылетал на разведку — это машина Сент-Экзюпери.

Слайд 37

      Читая Экзюпери, мы радикально меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит нас к постижению очевидных истин: не стоит прятать звёзды в банке и бессмысленно их пересчитывать; нужно быть в ответе за тех, кого приручил; и прислушиваться к голосу собственного сердца. Всё очень просто и одновременно очень сложно.

Слайд 38

       ВСЕГДА С НАМИ

Слайд 39

      Советская ЦБ им. М.И. Чуба 2020 г.