24 января 1732 года родился
Пьер Огюстен Карон де Бомарше – французский драматург и публицист, музыкант и изобретатель, известный в литературном мире, в первую очередь, комедийными пьесами «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро».
Изначально Пьер Карон, сын скромного часовых дел мастера, громко заявил о себе миру отнюдь не как литератор, а как изобретатель. Он сконструировал совершенно новый часовой механизм, сделавший автора изобретения известным во всей Франции, и конечно, вхожим в круг аристократов. Этому есть простое объяснение: в XVIII веке миниатюрные часы были не просто прибором для измерения времени, а предметом роскоши, показателем статуса человека. После утверждения патента на изобретение талантливый мастер получил должность придворного часовщика от короля Франции Людовика XV, а после удачной женитьбы добавил к фамилии Карон благородную де Бомарше.
Пьер де Бомарше был музыкален с детства. Обладал совершенным слухом и очень быстро осваивал игру на самых разных музыкальных инструментах, но особенно любил игру на арфе. И в музыкальной сфере проявился изобретательский талант Пьера Огюстена: он несколько изменил конструкцию арфы, получил улучшенный звук и был снова приглашен к королевскому двору, теперь уже в качестве учителя музыки для дочерей короля.
Позже Пьер де Бомарше занимал ещё ряд самых разных высоких должностей, но при дворе его не любили, постоянно напоминали о «низком» происхождении, это угнетало и истощало де Бомарше, его честное имя постоянно находилось в облаке сплетен. Свидетельством душевного состояния Пьера Огюстена в то время является его поэма (написанная «в стол») с весьма оригинальным названием для сложившихся жизненных обстоятельств — «Оптимизм». В ней автор подвергает сомнению обретение счастья человеком на земле.
Меланхолия начинающего литератора была прервана поездкой за границу. После возвращения из Испании состоялся литературный дебют Пьера де Бомарше. Свет увидели два образца сентиментальной литературы: пьеса «Евгения» (1767) и драма «Два друга» (1770). Успех был скромным, зато Пьер Огюстен снова попробовал себя в чём-то новом, что ему как человеку многогранному было очень важно. Сам автор вспоминал эти годы, как самые спокойные и счастливые в своей жизни. Впереди де Бомарше ждал затяжной судебный процесс, обвинения во взяточничестве, и… огромный литературный успех.
На период 1774—1784 гг. приходится расцвет творчества Пьера де Бомарше. В это время он писал своему отцу: «Моей голове не чуждо ничто из самого широкого и возвышенного: она одна понимает и охватывает то, что заставило бы отступить дюжину обыкновенных и неподвижных умов». Сначала автор пишет и представляет к постановке «Севильского цирюльника» (1774), а позже на французской сцене ставят «Женитьбу Фигаро» (1781). Успех был огромным. Современники де Бомарше писали, что после просмотра этой пьесы: «в душную и тёмную Францию вдруг полился свет, повеял свежий воздух при громе весёлого смеха…». Успех сопутствовал новой работе де Бомарше не только на родине, но и в других странах. В частности, в России, где о ней узнали благодаря переводчику Александру Лабзину в 1785 году. «Женитьба Фигаро» стала апогеем творческой славы Пьера де Бомарше, а сам Фигаро любимым персонажем автора. Ведь, по сути, выходец из третьего сословия Пьер Огюстен Карон написал о самом себе, духовное родство автора и героя несомненны.
«Один день в замке Альмавивы» — обзор творчества
в Секторе обслуживания ЦБ им. М.И. Чуба
«Безумный день, или женитьба Фигаро»
Московский академический театр сатиры, 1973 год:
https://www.youtube.com/watch?v=dt-K2Pbg0bc