
Советская ЦРБ им. М.И. Чуба
предлагает вниманию посетителей сайта
электронный ресурс «Войны священные
страницы навеки в памяти людской»
«МОЛЬБЕРТ ВОЙНЫ»,
разработанный в рамках реализации
внутрисистемного
краеведческого проекта
«Поклонимся великим тем годам».
Слайд 1.
МОЛЬБЕРТ ВОЙНЫ. «Войны священные страницы навеки в памяти людской».
Слайд 2.
Произведения на сюжеты о Великой Отечественной войне появлялись уже в 1941 году и создаются до сих пор. Большинство таких работ поражают художественным мастерством, а их эмоциональный посыл понятен даже тем, кто знает о войне очень мало. Сегодня, мы расскажем вам о некоторых полотнах, отражающих события Великой и Отечественной.
Слайд 3.
Аркадий Пластов «Фашист пролетел», 1942 г.
Слайд 4.
Аркадий Пластов, советский живописец и народный художник СССР. На картине «Фашист пролетел» художник словно маскирует смерть мирным пейзажем. Может даже показаться, что мальчик прилёг отдохнуть, а животные пасутся или спят невдалеке. Только еле заметный улетающий истребитель указывает на то, что случилась беда. Рядом с головой пастушка не ярко-красный цветок – это кровь. Несколько коров тоже мертвы, а собака жалобно воет рядом с неподвижным телом хозяина. Картина повлияла не только на развитие советской живописи, но и, возможно, на ход мировой истории. В 1943 году по распоряжению Сталина полотно привезли на Тегеранскую конференцию и повесили напротив тех мест, где во время переговоров сидели Черчилль и Рузвельт. Результатом встречи стало открытие «второго фронта», и существует предположение, что на решение британского и американского лидеров повлияли не только социально-политические факторы, но и картина Аркадия Пластова.
Слайд 5.
Константина Юон «Парад на Красной площади в Москве
7 ноября 1941 года», 1942 г.
Слайд 6.
Центр картины Константина Юона – это парад на Красной площади в честь 24-й годовщины Октябрьской революции в 1941 году. Это было тревожное время: битва за Москву, линия фронта недалеко от столицы. Ряд политических деятелей считали проведение парада в критический для страны момент нецелесообразным, но он всё же состоялся, показав тем самым, что боевой дух народа не сломлен, а Москва никогда не будет отдана врагам. Сама Москва на картине Юона — это не просто фон. Столица выступает одним из главных действующих лиц наряду с военными. Парад не похож на те, которые столько раз видела Красная площадь: нет зрителей, нет флагов и цветов, да и сами солдаты одеты не в парадную, а в походную форму: отсюда — прямиком на фронт. Двумя центрами картины являются Спасская башня и храм Василия Блаженного как символы Москвы и грандиозных военных побед прошлого.
Слайд 7.
Александр Дейнека «Оборона Севастополя», 1942 г.
Во время Великой Отечественной войны Александр Дейнека работал в информационных «Окнах ТАСС». Однако главным толчком к созданию монументального полотна о войне, по признанию самого Дейнеки, стала фотография из одной фашистской газеты, на которой был запечатлен разрушенный Севастополь.
Слайд 8.
Картина получилась не документальным воспроизведением событий военного периода, а символическим изображением страшных битв, которые непрерывно длились на протяжении 250 дней и ночей. Главные защитники горда — молодые матросы. Их белые одежды контрастируют с огромной темной массой стремительно надвигающихся немецких солдат. На переднем плане картины изображен один из моряков: его щека рассечена, мышцы напряжены до предела, во взгляде читается одновременно решимость, ненависть к врагу и усталость от непомерной нагрузки. Интересно то, что для центральной фигуры художник попросил позировать знакомую девушку-спортсменку подходящего телосложения, так как в условиях войны он не смог найти мужскую натуру.
Слайд 9.
Марат Самсонов «Сестрица»,1953 г.
На этой картине — пример женской самоотверженности. «Хрупкая девушка тянет на себе взрослого мужчину, его оружие. Несмотря на тяжесть ситуации, она верит в то, что они победят. Образ, который нам представил Марат – это образ героя, величественного и мужественного», — так об этой работе Самсонова писали специалисты.
Слайд 10.
Сергей Герасимов «Мать партизана», 1950 г.
Слайд 11.
Герасимов работал над картиной «Мать партизана» на протяжении семи лет, начав в переломный для страны 1943 год. Центральный образ картины — это самая обычная русская женщина, мать партизана. Она, гордо подняв голову, стоит напротив фашиста, и поза её выражает уверенность, непоколебимость и вместе с тем гнев. Образ матери — собирательный, и в её облике читается материнская горечь не только за сына, но и за всех людей, пострадавших от войны.
Позади женщины — пожар, разрушенная изба, раненные и убитые жители деревни. Художник не прорисовывает детально фон картины: он нужен для создания атмосферы всеобщего разорения и бедствия, которые своей сильной спиной как бы закрывает мать партизана. Немец, показанный зрителю вполоборота, лишен ярких индивидуальных черт, и только низкий лоб и выступающая челюсть придает ему звериный облик.
Слайд 12.
Сюжет картины «Письмо с фронта» был буквально «подарен» художнику Александру Лактионову монастырём Загорска. Неподалеку от обители художник случайно встретил раненого солдата. Тот искал адрес, по которому нужно было доставить фронтовое письмо. Лактионов решил сам проводить его, таким образом став свидетелем события, которое легло в основу картины. Художник стремился передать подлинные, искренние эмоции от весточки с фронта. Поэтому позировать для картины он попросил близких людей: дочь, сына, тётушку, художника и друга Виктора Нифонтова, с которого и был написан солдат, и приятельницу из Загорска.
Слайд 13.
Михаил Хмелько «Триумф победившей Родины», 1949 г.
Слайд 14.
Центр картины «Триумф победившей Родины» составляет знаменитый Парад Победы 24 июня 1945 года, в котором приняло участие около 35 тысяч человек. Кульминацией стало низвержение вражеских знамён к ногам военачальников, полководцев-победителей. Одним из важных военных трофеев стало древко штандарта 1-й танковой дивизии СС «Адольф Гитлер».
Слайд 15.
Константин Антонов «Победители», 1984-1985 гг.
Художник Константин Антонов изобразил торжественный Парад Победы советских войск. Эта церемония стала символом долгожданного завершения Великой Отечественной войны 24 июня 1945 года на Красной площади. На картине запечатлён самый эмоциональный момент всего действа: под бой барабанов к Мавзолею вынесли опущенные фашистские знамена. Чтобы подчеркнуть пренебрежение советских солдат к немецким трофеям и нежелающих прикасаться к ним голыми руками, для торжественной церемонии ввели специальный элемент парадной формы — перчатки.
Слайд 16.
Пётр Кривоногов «Победа», 1948 г.
Наконец война закончилась победой. Молодой художник-фронтовик Пётр Кривоногов изобразил штурм Рейхстага, который видел собственными глазами.
Слайд 17.
Владимир Штраних «Салют Победы 1945 года», 1946 г.
Слайд 18.
Благодарим за внимание!



















