В мире искусств

К 175-летию со дня открытия
картинной галереи им. И.К. Айвазовского
в Феодосии
 
«Морской прибой поёт свои куплеты…»
      Крым всегда являлся колыбелью творчества великих людей – Пушкина и Маяковского, Волошина и Паустовского, Багаевского, Цветаевой, Спендиарова. Брега полуденной Тавриды вдохновили на создание шедевров мирового значения и известного мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.
      С его именем прочно связан один из древнейших городов солнечного полуострова – благословенная Феодосия. Именно здесь располагается знаменитая картинная галерея художника, коллекционера и мецената, завещанная им городу – здание дома Айвазовского со всеми находящимися в нём полотнами стало, в соответствии с завещанием живописца, собственностью города. Это был самый ценный подарок великого мастера кисти любимой Феодосии.
      В 1922 году галерея Ивана Константиновича получила статус государственного музея. Перед фасадом галереи был установлен бронзовый памятник гениальному художнику, так много сделавшему для культурного и экономического развития Феодосии.
      Галерея Айвазовского стала первым в России прижизненным музеем одного автора. По сей день, галерея является культурным центром города. В разные времена в стенах этого необычного музея блистали талантами самые известные литераторы, актёры и музыканты.
      В июле 2020 года исполняется 175 лет со дня открытия этого поистине великолепного музея.
      Сегодня галерея, расположенная в двух корпусах, не имеет себе равных в мире по коллекции картин морской тематики – 12 тысяч полотен, 417 из которых принадлежат кисти самого Ивана Константиновича. Айвазовскому повезло стать ещё при жизни признанным гением. Он был одним из состоятельных художников Российской империи, что позволило ему вложить немалые средства в развитие милого сердцу города – строительство в Феодосии музея археологии, создание городской библиотеки, инициирование строительства морского торгового порта, железной дороги, городского водовода.
      Сегодня, построенный в итальянском стиле дом-музей, стены которого были школой для известных живописцев Ивана Шишкина и Ильи Репина, открыт для всех желающих. Помимо полотен мастера, здесь можно познакомиться с фамильными фотографиями, документами, венецианским зеркалом, посудой Императорского фарфорового завода и другими ценными вещами, принадлежавшими великому маринисту и его семье.

 

«Среди волн»
 
 «Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной мглы».
Александр Сергеевич Пушкин
 
      Основным полотном в коллекции галереи является картина «Среди волн».
      Это вершина творчества великого художника. Айвазовский написал её, будучи уже 80-летним.
      На огромном полотне автор изобразил штормовое море, покрытое бурлящими, бегущими от самого горизонта, волнами. Лишь узкая полоска грозового неба с косматыми тучами, расположенная в вверху полотна, напоминает о том, что есть ещё и другие стихии, помимо воды.
      Бушующие на картине волны, достигают на переднем её плане почти настоящих размеров. Серо-голубые, с различными отливами тонов, мазки кисти очень тонкие и изящные. Красота разбушевавшегося моря неподражаемая и завораживающая.
      Размеры полотна просто потрясают — 285 x 429 см.

 

«Девятый вал»
 
«…И лишь заря несёт надежду,
Что чудотворной мачты крест
Спасёт их волн смертельных между».
Галина Дядина
 
      Одной из самых знаменитых картин живописца, несомненно, является «Девятый вал».
      Среди огромных вздыбленных волн и морской пены художник отобразил небольшую группу людей, цепляющихся за сломанную мачту погибшего корабля. Они старательно борются за жизнь, и у них есть надежда – лучи взошедшего солнца, которые буквально пронизывают морскую пучину, придавая ей желтоватый оттенок. Однако терпящие бедствие люди ждут основного испытания – девятого вала.
      Древняя легенда повествует о символе морского рока, о наивысшем подъёме самой сильной и высокой волны – девятом вале. Мореплаватели Древней Греции почему то считали роковой третью волну, древнеримские – десятую, но настоящий ужас у всех остальных моряков вызывал именно девятый вал. Эта легенда вдохновила Айвазовского на создание настоящего шедевра мировой живописи.
 Сам маринист говорил, что картины, в которых главной силой является «свет солнца… надо считать лучшими». На этом полотне солнечные лучи проглядывают через всю композицию, однако присутствие солнца позволяет надеяться, что горстка попавших в беду людей все-таки выстоят против разгневанной стихии.

 

«Море. Лунная ночь»
 «В тумане снов, в волнах ультрамарина
 Накрывшись пеной, словно одеялом
 Забылась ночь…Блестящим покрывалом
 Луна укрыла синюю равнину».
Марина Полуэктова
… Лунная дорожка поделила ночные волны пополам. Тёмные изломы воды отливают приглушенным блеском, приковывая к себе внимание. Где-то вдалеке виднеется уходящий к горизонту парусник. Силуэт корабля столь размыт в дрожащем ночном воздухе, что, скорее, напоминает видение.
      Вот и сама луна. Она скользит по тёмному небу в сопровождении лёгких светлых облаков, заливая всё вокруг призрачным своим светом. Ночные волны словно купаются в этом жидком серебре, лениво переворачиваясь с боку на бок. Их движения мерно колышут безбрежные воды…
      Картина Айвазовского «Море. Лунная ночь» является одним из известнейших творений мариниста. Композиция полотна позволяет увидеть так называемое перемещение лунной дорожки. Для этого достаточно изменить лишь угол просмотра картины. Благодаря такому приёму художника, эта «Лунная ночь» приобрела свою неповторимость.

 

Выставочная деятельность библиотек сети