
Советская ЦРБ им. М.И. Чуба
предлагает вниманию посетителей сайта
электронный ресурс
«Сшей мне мать, косоворотку…»
разработанный в рамках празднования
Дня косоворотки.
Слайд 1.
Сшей мне мать, косоворотку…
Слайд 2.
Ежегодно в России 12 июля отмечается День косоворотки.
Это день апостолов Петра и Павла, а также — начало сенокоса.
Именно в этот день в русских семьях родители дарили выросшим сыновьям новые косоворотки, отмечая тем самым их вступление в пору взросления и приобщения к полноценному крестьянскому труду.
Слайд 3.
Святая Русь! Окончен пост Петров. Петра и Павла летний день. Село.
Крестьянин к сенокосу уж готов. Рубахи сшиты сыновьям его.
Слайд 4.
Первые упоминания о косоворотке датируются серединой XII века и имеют прямую связь с городом Суздалем, который считался очагом русской государственности Северо-Восточной Руси.
Появление косоворотки связано с именем Святого Благоверного князя Андрея Боголюбского – Властителя Владимиро-Суздальской Руси. Во время его правления появилась косоворотка и стала исключительно русской народной рубашкой.
Слайд 5.
Мужская косоворотка – это традиционная русская рубашка с длинным рукавом, неотъемлемая часть народного костюма, являлась основной деталью гардероба на протяжении почти пяти веков вплоть до начала XX столетия. Большая часть одежды надевалась лишь после того, как уже была надета эта рубаха. Название «косоворотка» произошло от словосочетания «косой ворот». Разрез на рубахе располагался не впереди, как принято на современных рубашках, а сбоку, обычно слева.
Слайд 6.
«Всё дело, милый человек, В крестах, что на груди носили. Сейчас все носят напоказ. А крест — нательный… Всё забыли! Вот потому — НАТЕЛЬНЫЙ крест Не побрякушка! Вещь святая! И ворот с боку открывал, Чтоб не хвалиться…»
Слайд 7.
Ряд исследователей считают, что косой ворот – это всё же дань военной традиции. Именно на левую сторону застегивалась кольчуга — так было проще защитить шею от удара. Если бы запах был на другой стороне, то при ударе мечом в разрез легко можно было попасть. В 1848 году при раскопках была найдена кольчуга в виде косоворотки, относящаяся ко второй половине XV века.
Слайд 8.
Обычно косоворотки шили из конопляного полотна, но впоследствии также стали использовать хлопковую, льняную и шёлковую ткань. Повседневные рубашки шили из неокрашенного материала, а праздничные — из цветного, чаще всего красного. Косоворотка обязательно носилась навыпуск и подпоясывалась кушаком, который украшали кистями, особенно для праздничных нарядов.
Слайд 9.
Традиционно косоворотка имела отношение только к мужчинам. Полотняные белые рубахи свободного кроя подпоясывали кушаком с левой стороны. Косоворотки были каждодневные и праздничные с расшитым воротом, рукавами и подолом. Летом люди носили только косоворотку, иногда накидывая жилет. Зимой поверх косовороток надевали кафтаны. Все сословия носили рубахи одинакового покроя. Разница была лишь в качестве ткани.
Слайд 10.
Люди с достатком могли себе позволить праздничные косоворотки из дорогих материалов – шёлка и атласа, шерсти. Цвета рубах были разные: чаще всего белые, красные и синие. Вышивка, которой украшали косоворотки, имела значение оберега. Полагали, что определённые узоры могут помочь отвести беду от владельца рубахи.
Слайд 11.
Каждая косоворотка имела своё назначение. Покосницу или «пожнивную» рубаху мужчины на Руси надевали в первый день жатвы. Свадебная рубаха — самая нарядная косоворотка. Такую рубаху расшивали сложными узорами. Основной цвет орнамента — красный. После свадьбы рубаха не утрачивала своего значения. Её бережно хранили и надевали только на праздники.
Слайд 12.
Женские косоворотки именовались просто рубашками или рубахами. Рубашка являлась основой женского костюма. Она имела длину до пола. Дома женщине можно было ходить только в одной рубахе, если, конечно, в избе не было гостей. Женщины из богатых семей носили так называемые «горничные» домашние косоворотки из шёлка. Поверх рубахи женщины надевали сарафан или понёву, в зависимости от места проживания.
Слайд 13.
Как и мужские косоворотки, женские рубахи так же шились для разных случаев: повседневная рубашка «стан»; жатвенная рубашка, свадебная, рубашки для ворожбы, рубахи с присборенными рукавами для кормления младенцев. Почти все женские косоворотки украшались вышивкой — растительными узорами, ромбами, изображениями животных. Единственный вид женской рубашки, которая ничем не была украшена – это была вдовья рубашка.
Слайд 14.
В Сибири женскую рубаху называли «рукава», потому что из-под сарафана были видны одни рукава. Рубашки же красного цвета были оберегами от злых духов и несчастий.
Слайд 15.
Детские косоворотки ничем не отличались от взрослых рубах, кроме размера да обязательных при их шитье традиций.
Слайд 16.
Первой пелёнкой для новорождённого мальчика служила косоворотка отца, для девочки — рубашка матери. Детские рубашки тоже шили из полотна ношеной рубахи отца или матери, считая, что сила родителей защитит младенца от порчи и сглаза. Для мальчиков и девочек рубашки выглядели одинаково – обычная косоворотка, но длиной до пят. Матери всегда украшали детскую рубашку вышивкой. Все узор несли смысл оберегов. Первая рубаха из новой ткани полагалась ребёнку в три года. В 12 лет девочкам шили понёву; для мальчиков — штаны-порты.
Слайд 17.
Современная индустрия моды могла бы назвать косоворотку базовой вещью гардероба. Эта рубаха на самом деле всегда была очень удобной в ношении. Даже когда Пётр I запретил носить традиционную русскую одежду, косоворотка не исчезла из жизни русских людей – она продолжала широко бытовать на бескрайних русских просторах.
Слайд 18.
С середины XIX века косоворотка стала трансформироваться. Она послужила прообразом для солдатских гимнастёрок и белья. В 1880 году в Туркестанском военном округе солдатам для гимнастических занятий на жаре выдавали лёгкую русскую косоворотку. Затем на неё просто начали крепить погоны. Такой вид одежды стал самым распространённым в годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны в России. В гимнастерки одевались казаки, кавалеристы, а также все, кто служил на юге.
Слайд 19.
Прямо сверху на эту рубаху надевали и портупею. Косоворотку разрешили носить вместе с поясной и плечевой портупеей в строю и вне строя. Национальная одежда – это не просто наряд. Она наполнена глубоким смыслом и хранит традиции своего народа.
Слайд 20.
Носил косоворотку и император Николай II.
Слайд 21.
Император Николай II на портрете кисти русского живописца Бориса Кустодиева в малиновой косоворотке гвардейских стрелков.
Слайд 22.
Император Николай II в форме полковника Лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской Фамилии полка, аксельбантами флигель-адъютанта и косоворотке. (Фотография из последней общей фотосессии всей семьи Романовых 1913 года накануне 300-летия Дома Романовых).
Слайд 23.
Так форма полковника Лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской Фамилии полка выглядела с шапкой. Последним, присвоенным Александром III Николаю II званием, было звание полковника. Он себе его не повышал.
Слайд 24.
Русские аристократы и дворяне XVIII-XIX веков косовороток не носили, а в качестве нижнего белья использовали сорочки без воротника.
Слайд 25.
Только граф Лев Толстой, желавший подчеркнуть свою близость к народу, носил косоворотку. По своему имению Ясная Поляна Лев Николаевич расхаживал в рубахе, правда, с разрезом по центру. В английском языке косоворотку часто называют «русская крестьянская рубаха или рубаха Толстого».
Слайд 26.
Без текста.
Слайд 27.
Для стиля носил косоворотку и Сергей Александрович Есенин. Он наряжался в простую рубаху, чтобы поразить столичных литераторов. «Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем… мы уж как-нибудь… по-нашему… в исконной, посконной…», — говорил он при первой встрече Владимиру Маяковскому.
Слайд 28.
Сергей Есенин и поэт, представитель новокрестьянского направления в русской поэзии XX века Николай Клюев.
Слайд 29.
Художественный портрет поэта Сергея Есенина.
Слайд 30.
Самым известным носителем косоворотки являлся Максим Горький в рамках своего образа «писателя из низов». Он внёс ощутимый вклад в городскую моду «на этот элемент костюма». Он носил чёрную тонкого сукна косоворотку, подпоясанную узким кожаным ремешком, суконные шаровары, высокие сапоги и романтическую широкополую шляпу, прикрывавшую спадавшие на уши волосы.
Слайд 31.
Без текста.
Слайд 32.
Сейчас косоворотка снова стала набирать популярность у россиян. Русские люди любят эту рубаху за удобную боковую застежку высокого воротника, натуральные материалы и универсальность. Эту одежду надевают на официальные мероприятия и носят в офисе. Косоворотка хороша в праздники и просто на вечерней прогулке по городу.
Слайд 33.
День косоворотки сегодня — это возможность сохранить культурное наследие страны, обратить внимание на историю народного костюма и традиционных ремёсел. Праздник служит важным инструментом поддержания интереса к народным традициям и истории государства, несёт в себе культурное, национальное и просветительское значение, вносит неоценимый вклад в дело укрепления национального единства русского народа и всех коренных народов Российской Федерации.
Слайд 34.
Викторинка.
Слайд 35.
В музее Королевского дворца в Стокгольме хранится трофей, захваченный шведами в битве при Нарве в 1700 г. Это косоворотка без воротника, которая именовалась … Как? Косоворотка – горлатка; Косоворотка – голошейка; Косоворотка – загривица.
Слайд 36.
На рубеже XIX-XX веков косоворотка очень широко бытовала на русских территориях, вытеснив более архаичный тип рубахи с нагрудным прямым разрезом. А как именовалась рубаха с вырезом посередине груди? Прямоворотка; Середиворотка; Шеезастёжка.
Слайд 37.
Перед венчанием девице целую неделю полагалось носить некую обрядовую рубаху с длинными рукавами. В ней она оплакивала свою юность, готовилась к новой замужней жизни в чужой семье. Как именовалась такая рубаха? Удушальница, Убивальница, Уморительница.
Слайд 38.
На Руси детские косоворотки именовались рубашонками. Название изделия произошло от слова «руб», что означало… Отрез ткани, Сокращённо от слова «рубль» (недорого), Свой вариант ответа.
Слайд 39.
Матери всегда украшали детские рубашечки вышивкой. Все узоры являлись оберегами. Защиту ребёнку, плодородие и устойчивость несли геометрические фигуры. Васильки символизировали свободу и возрождение. А что символизировали дубовые листья? Стойкость и уверенность, Решительность, отвагу и смелость, Силу и здоровье.
Слайд 40.
Чтобы память не стала короткой, Не истёрлась в дороге душа Я прадедову косоворотку Надеваю под красный кушак. Много лет она вместе со мною По квартирам, домам, городам Бродит в паре с холщовой сумою Что вовек никому не отдам.









































