Считать русским художником

     В Секторе обслуживания Советской ЦБ им. М.И. Чуба вниманию читателей и посетителей библиотеки представлена выставка-портрет «Запечатлённая история», знакомящая с творчеством русского художника-баталиста, «певца боевой славы русских солдат», создателя панорам «Штурм аула Ахульго» (Кавказская война), «Штурм 6 июня 1855 года» (оборона Севастополя), «Бородинская битва» – Франца Алексеевича Рубо (1856-1928).
      Работы выпускника Баварской академии художеств Франца Рубо, будь то небольшой этюд или развёрнутая сложная композиция полотен, являют собой выраженный пример максимально визуализированного драматизма ключевых битв русской армии в XIX веке, художественного осмысления военной истории России.
      Наставник Рубо специалист по батальным сценам Юзеф Брандт всегда отмечал максимальную натуралистичность манеры письма своего ученика. Даже обучаясь за границей, молодой мастер не забывал о России, ездил в Среднюю Азию, много раз бывал на Кавказе. Франц Алексеевич был просто влюблён в горные пейзажи, самобытность кавказцев, историю этого сурового края. Здесь Рубо писал бесконечные зарисовки, наброски, эскизы, ставшие позже единым целым – целой коллекцией полотен, отобразившей военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением горных районов Северного Кавказа к Российской империи. Эти картины украсили стены тифлисского «Храма Славы» (ныне – Государственная картинная галерея Грузии).

 

Франц Рубо, картина «Кто кого?», 1905 г.
Кавказская сценка полная драматизма и движения: три всадника,
смертельный поединок казака с чеченцем.

 

      Первая собственная панорама Рубо, была также исполнена на сюжет из кавказского батального цикла – «Штурм аула Ахульго» (1888-1890 гг.). После экспонирования этой масштабной работы в Мюнхене Баварская академия художеств присвоила Францу Алексеевичу почётное звание профессора. Российская общественность была впечатлена живописью Рубо настолько, что практически сразу мастеру поступил заказ на создание панорамы, посвящённой событиям обороны героического Севастополя в период Крымской войны (1863-1866 гг.).

 

 

Франц Рубо, фрагменты панорамы «Штурм 6 июня 1855 года», 1905 г.
Ключевой момент — бой за господствующую над городом высоту
Малахов курган.
 Работа над панорамой велась сначала в Крыму, непосредственно в Севастополе и его окрестностях. Здесь Рубо изучал документы, слушал рассказы участников битвы, делал много набросков с натуры. Затем мастер вернулся в Мюнхен, где в написании живописного полотна и создании предметного плана автору помогали немецкие художники Карл Фрош и Оскар Мерте, а также студенты Баварской академии художеств. Для осуществления грандиозного замысла понадобился огромный холст шириной в 14 и длиной в 115 метров, изготовленный по специальному заказу в Бельгии. В Севастополе на Историческом бульваре для экспонирования панорамы было построено специальное здание. 27 мая 1905 года памятник художественной культуры «Штурм 6 июня 1855 г.» был открыт для обозрения. В 1942 году в ходе бомбардировок Севастополя немецкими войсками панорама была повреждена, её фрагменты чудом удалось эвакуировать из осаждённого города. В послевоенное время панорама была воссоздана коллективом советских живописцев, и открыта 16 октября 1954 года под новым названием «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.».
 К 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года Францем Рубо была создана панорама «Бородинская битва» (1910-1912 гг.), ставшая последней масштабной работой мастера в России. Панораму художник писал и собирал в единое целое с такой же тщательностью и вниманием к историческим деталям, которые собственно характеризуют всё его творчество. Рубо выезжал на Бородинское поле, где тщательно изучал позиции сторон, буквально шагами измеряя их, осматривал сохранившиеся укрепления, беседовал с местными жителями, писал этюды.

Франц Рубо, фрагмент панорамы «Бородинская битва», 1912 г.
Утренние часы 7 сентября 1812 года. Упорные схватки за Семеновские
флеши и батарею генерала Николая Раевского.
      С 1913 года Франц Рубо жил в Германии, где продолжал писать картины, по его собственным словам «…исключительно из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником».
 
«Запечатлённая история» – выставка-портрет
Сектор обслуживания Советской ЦБ им. М. И. Чуба

 

«Жизнь и творчество баталиста Франца Алексеевича Рубо»
– выставка-инсталляция

Варваровская библиотека-филиал № 2