ПОЭТ ИЗ ГОСУДАРСТВА ТИМУРИДОВ

Слайд 1.

ПОЭТ ИЗ ГОСУДАРСТВА ТИМУРИДОВ. ВОСТОК – ДЕЛО ТОНКОЕ

Слайд 2.

 «Алишербек был человек бесподобный, с тех пор, как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так хорошо»
Захир ад — Дин Мухаммад Бабур, тимуридский правитель, основатель империи Великих Моголов.

Слайд 3.

Герат… Город на северо-западе Афганистана. В древности – это важнейший центр караванной торговли на Великом шёлковом пути
и красивейший город страны.

Слайд 4.

Именно здесь в Герате, в феврале 1441 года, родился среднеазиатский тюркский поэт, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана Низамиддин Мир Алишер, вошедший в историю мировой культуры, как Алишер Навои.

Слайд 5.

СПРАВКА
Суфизм – это эзотерическое течение в исламе. Оно проповедует аскетизм и высокую духовность. Суфизм является одним из основных направлений классической мусульманской философии. Последователей суфизма называют суфиями. Гибкость суфизма и его открытость сделали его крайне неоднородным. Суфизм вдохновлял своих последователей, раскрывая их лучшие душевные качества, и сыграл большую роль в развитии эстетики, этики, литературы и искусства. Путь духовного совершенства суфия лежит только через полное подчинение учителю (муршид) и выполнение всех его указаний.

Слайд 6.

Низамиддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника
в государстве Тимуридов, чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей. Близкие родственники Алишера так же были поэтами и музыкантами.

Слайд 7.

Этническая принадлежность Навои по сей день является предметом дискуссий. По одним источникам он — узбек, по другим — уйгур или барлас.
В историографии советского периода Алишер Навои изучался как узбекский поэт.

Слайд 8.

Среди учителей Мир Алишера был Абдурахман Джами — поэт, теоретик музыки, теолог, философ, суфийский шейх — в дальнейшем друг, наставник
и единомышленник поэта.

Слайд 9.

В Герате Мир Алишер учился вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой, дружеские отношения с которым сохранил на всю жизнь.

Слайд 10.

На среднеазиатской классической миниатюре изображены Мир Алишер и принц Султан-Хусейн.

Слайд 11.

СПРАВКА
Дед Хусейна Байкары, правителя Хорасана с 1469 года до конца жизни, со стороны отца был сыном Омар-шейха, второго сына Тимура, а мать — дочерью Миран-шаха, третьего сына Тимура.

Слайд 12.

Своё образование Навои закончил в Самарканде под руководством Шейха Файзуллы Абу Лайса, которого называли вторым Авиценной.

Слайд 13.

В 1469 году Алишер Навои был назначен на должность хранителя печати при правителе Хорасана Хусейне Байкара. В 1472 он получил чин визиря
и титул эмира.

Слайд 14.

Следуя этике суфия, Навои соблюдал безбрачие и не имел гарема.

Слайд 15.

Навои оказывал материальную поддержку учёным и каллиграфам, мыслителям и художникам, музыкантам и поэтам. Под его покровительством был сформирован кружок учёных и творческих людей. В это же объединение входил он сам, его друг и наставник Джами, а так же правитель Герата Хусейн Байкара, писавший стихи под псевдонимом Хусайни. По инициативе Навои в Герате велось строительство. Под его личным руководством были возведены медресе, ханака, библиотека и больница.

Слайд 16.

В числе особых заслуг Навои историки упоминают о восстановлении Большой соборной мечети Герата. Мечеть была построена в период 1201-1210г.г. и считалась одной из наиболее старых и величественных мечетей Хорасана. Современная Большая мечеть получила свой облик в 1498 году, в соответствии с которым и была восстановлена в веке ХХ.

Слайд 17.

Работа, требовавшая трёх-четырёх лет, была завершена под руководством Навои за полгода.

Слайд 18.

Обладая властью, Мир Алишер стремился облегчить тяжёлую участь простого народа. Однако все его мероприятия наталкивались на противодействие со стороны богатых и власть имущих. Всё чаще к правителю Байкаре обращались с требованием наказать Навои. Что бы сгладить возникшую напряжённость ,
Хусейн Байкара отослал его в далёкую провинцию Астрабад, что на севере Персии, в качестве правителя.

Слайд 19.

Шло время, и все надежды Мир Алишера на справедливое переустройство страны, раздираемой борьбой за власть династией Тимуридов, потерпели крах. В 1488 году Навои самовольно возвратился из Астрабада, где его пытались отравить, в Герат и принял решение оставить государственную службу. После этого поэт полностью погрузился в творческую деятельность. Это было единственным, что доставляло ему настоящее удовольствие.

Слайд 20.

Как поэт, Алишер Навои проявил себя уже в 15 лет, причём писал в равной степени хорошо на тюркском и фарси.

Слайд 21.

Свои основные произведения Мир Алишер создал на литературном чагатайском языке под псевдонимом Навои («мелодичный»). Под псевдонимом Фани («бренный») поэт писал на языке фарси. Его творчество стало мощным стимулом для развития литературы на тюркских языках.

Слайд 22.

Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно. Оно включает
в себя около 30 крупных произведений — диванов (сборников стихов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создал оригинальные по слогу и смыслу произведения.

Слайд 23.

Среди литературного наследия поэта особое место занимает «Диван Фани» — сборник лирических стихов, написанных на фарси. А «Сорок хадисов» — это уже сорок четверостиший на тюркском языке, можно сказать, вольный перевод
произведения Джами, написанного на фарси, сделанного Мир Алишером.
Свои касыды на персидском языке. Навои собрал в два сборника – «Шесть необходимостей» и «Четыре сезона года».

Слайд 24.

Вершина творчества Навои — это знаменитая «Пятёрица», включающая в себя пять эпических поэм: «Смятение праведных» (1483), «Лейли и Меджнун» (1484), «Фархад и Ширин» (1484), «Семь планет» (1484), «Искандарова стена» (1485).

Слайд 25.

Первая поэма цикла — «Смятение праведных» — произведение дидактико-философского плана. Поэма состоит из 64 глав, в которых затрагиваются вопросы религии, морали и нравственности. В поэме обличаются феодальные распри, жестокость, произвол и лицемерие государственных вельмож. Поэт, разрабатывая мотивы поэмы классика персидской поэзии Низами «Сокровищница тайн», представил своё видение идеалов справедливости.

Слайд 26.

История Лейли и Меджнуна – это трагическая история любви, популярная на Востоке, и основанная на реальных событиях. В ней описывается жизнь арабского юноши по имени Кайс ибн аль-Мулаувах, жившего в VII веке на территории современной Саудовской Аравии. Поэма оказала громадное влияние на литературу Востока и узбекский фольклор.

Слайд 27.

 «Фархад и Ширин» — поэма героико-романтическая. Её сюжет повествует о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин. Ранее сюжет был уже разработан Низами, однако поэма Навои отличается тем, что автор акцентировал своё внимание на богатыре Фархаде, сделав его образ нарицательным, воплотившим социально-эстетический идеал народа.
У Низами же главным героем являлся персидский шах Хосров, который тоже добивался любви Ширин.

Слайд 28.

 «Семь планет» — поэма, объединяющая семь сказочных новелл.
В иносказательной форме поэт критикует своё окружение — правителей и придворную знать.

Слайд 29.

 «Стена Искандара» — последняя поэма цикла, полуфантастический сюжет которой повествует о жизни идеального справедливого правителя и мудреца Искандара. Именно под этим именем на Востоке известен Александр Македонский.

Слайд 30.

Литераторы XV века полагали, что тюркский язык груб для поэзии. Алишер Навои опроверг это в трактате «Спор двух языков».
Навои считал, что «богатство тюркского языка доказано множеством фактов». Народные поэты должны как можно больше писать на своём языке. Алишербек был уверен в том, что поэты «познав прекрасные качества своего языка и его слов», смогут избежать «пренебрежительных нападок на их язык и речь со стороны слагающих стихи по-персидски». Это был прорыв. До него на тюрки не писал никто!

Слайд 31.

 Для изучения истории узбекской и ирано -таджикской литературы того периода, их взаимосвязей имели значение антология «Собрание утончённых» — краткие характеристики писателей эпохи Навои; «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов», содержащие сведения о легендарных и исторических личностях Средней Азии и Ирана. Важные вопросы теории литературы, в частности стихосложения, освещены в трактате «Весы размеров».

Слайд 32.

В конце жизни Алишер Навои написал аллегорическую поэму «Язык птиц» и философско-дидактическое сочинение «Возлюбленный сердец», посвящённое наилучшему устройству человеческого общества. Известное влияние на книгу Навои оказал «Гулистан» Саади и др. Основная же идея работы – это осуждение «жестоких, невежественных и развратных царей», необходимость прочной власти справедливого правителя во главе страны.
Это было мечтой всей жизни поэта. С болью осознавая невозможность осуществления своих социально-политических идеалов, он всё равно верил в конечную победу светлого начала. Отсюда, наверное, столько оптимизма и жизнеутверждающей силы в его творениях.

Слайд 33.

Особое место в творчестве Навои занимала исследовательская деятельность. Его перу принадлежат труды по всеобщей истории, теории восточной поэтики, по языкознанию и другим дисциплинам. «Саб’ат абхур» или «Семь морей» — большой толковый словарь арабского языка, составленный Навои, включает более 8000 словарных статей и вносит огромный вклад в арабскую лексикографию.

Слайд 34.

Алишер Навои скончался в Герате 3 января 1501 года. Весь город хоронил своего земляка — крупные политические деятели страны, учёные, поэты, простые люди шли в горестной колонне. Похоронили Алишера Навои
в мечети, которую он сам для себя выстроил. Надпись на его могиле сообщает: «Место упокоения Шир Кабира Низамитдина Алишера Навои. Родился в 1441 году, умер в 1501 году».

Слайд 35.

Мавзолей Навои был разрушен в ходе военных действий. А вот так он выглядит после восстановления.

Слайд 36.

 Афоризмы, цитаты, высказывания Алишера Навои
  • Милее книги в мире друга нет.
  • Нельзя хлопнуть в ладоши одной рукой
  • Среди людей самый лучший тот, кто приносит народу больше пользы.
Чем жив, кто дружбы не познал святой?
Подобен он жемчужине пустой.
Словами можно смерть предотвратить,
Словами можно мёртвых оживить.
За малый грех не попрекай жестоко
И смертный суд не выноси до срока

Слайд 37.

Афоризмы, цитаты, высказывания Алишера Навои
  • Развязность языка сама себя корит, рождает сотни бед
Несчастий и обид
  • Не могут люди вечно быть живыми, но счастлив тот,
Чьё помнить будут имя
  • Правдивость речи хороша и гладкость, но как прекрасна
Слов правдивых краткость.
  • Когда корысть звучит в словах, не верь ни лести женщины,
Ни проискам мужчины.
  • Имеющие терпение способны создавать шёлк из листьев
И мёд из розовых лепестков.

Слайд 38.

      Советская ЦРБ им. М.И. Чуба 2021 г.