Обнять небо: от биплана до сверхзвукового

9 февраля День гражданской
авиации России
100 лет со дня основания
отечественной гражданской
авиации
.
9 февраля 1923 года в СССР учредили новую структуру, получившую название Совет по гражданской авиации. В этот день в Советском Союзе официально появился воздушный флот, а памятная дата навсегда закрепилась в истории российской авиации.
Гражданская авиация зародилась в России в 20-е годы ХХ века. За несколько десятков лет она прошла путь от деревянного биплана до сверхзвукового пассажирского самолета. Родоначальником всех современных пассажирских самолетов в России стал четырёхмоторный цельнодеревянный биплан «Илья Муромец».
В 1923 г. появилось Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет». Это была первая авиакомпания страны и предшественник Аэрофлота. Первым маршрутом, которым могли полететь пассажиры, стала линия «Москва – Нижний Новгород», время в пути занимало семь часов. Спустя шесть лет советская авиация совершила огромный прорыв. Новый отечественный цельнометаллический самолёт АНТ-4 «Страна Советов» с возможностью перевозки 9-ти пассажиров на борту сумел пересечь Европу и Северную Атлантику, и добраться до США.
В 1931 г. на Ходынском поле был открыт первый в Советском Союзе пассажирский аэровокзал, а гражданская авиация стала называться Аэрофлот. Ровно через десять лет открылся международный аэропорт Внуково.
В 1956 г. первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104 совершил посадку в Лондоне. Сложная конструкция и уровень интерьера салона произвели незабываемый эффект на иностранцев.
В 1959 г. двухпалубным бортом Ту114 в США с официальным визитом прибыл Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев. На тот момент это был самый большой в мире пассажирский самолёт, к тому же ещё и не завершивший эксплуатационные испытания. Этот случай зафиксирован как первый и последний в мировой истории, когда правительство во главе с лидером государства приняло решение совершить межконтинентальный перелёт на борту ещё не завершившей испытание машины.
Свой первый полёт в 1965 г. осуществил Ан-22 «Антей» — самый большой в мире турбовинтовой широкофюзеляжный самолёт с максимальной взлётной массой 225 тонн.
В 1968 г. небо обнял первый в истории сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144.
В 1970 г. СССР стал членом Международной организации гражданской авиации. Советский авиапром был представлен воздушными суднами сразу нескольких конструкторских бюро: эргономичным и строгим в дизайне «Туполевым»; грациозным, с плавными линиями в конструктивном отношении «Ильюшиным; стремительным «Яковлевым» и практичным «Антоновым».
В рамках космического проекта «Энергия-Буран» в 1989 г. самый грузоподъёмный за всю историю авиастроения самолёт-гигант Ан-225 «Мрия» доставил космический корабль «Буран» на авиасалон в Париж.
Стоит, конечно, упомянуть Як-40, «рабочую лошадку» – первый в мире трёхдвигательный турбореактивный пассажирский самолёт, разработанный специально для местных авиалиний.
Пассажирским бортом № 1 в СССР стал один из самых безопасных лайнеров – Ил-96, дальнемагистральная машина со смелыми конструктивными решениями, специальный вариант которой сегодня разработан для президента России. Этот самолёт способен безопасно завершить полёт даже при одновременном отказе двух двигателей.
В юбилей российской гражданской авиации в библиотеках сети прошел ряд мероприятий.

 

«На крыле самолёта»
выставкаэкспозиция

в Советской районной библиотеке для детей


 

«Небо начинается с земли»
выставка-экспозиция

в Николаевской библиотеке-филиале № 9

 

«Под крылом самолёта»
выставка-экспозиция

в Ильичёвской библиотеке-филиале № 6

 

«У истоков гражданской авиации»
час истории

в Пушкинской библиотеке-филиале № 13

 

 

 «История авиации»
презентация выставки-путешествия

в Надеждинской библиотеке-филиале № 23