Литературный календарь

2020 год – год Ивана Алексеевича Бунина
в России
 
«День мой догорел, но след мой в мире есть»
час литературного знакомства
к 150-летию со дня рождения И.А. Бунина
 
«Россия! Кто смеет учить меня любви к ней?»
Иван Бунин
      Известный русский писатель, первый обладатель среди отечественных литераторов Нобелевской премии по литературе (1933) Иван Алексеевич Бунин выбрал нелёгкий путь в жизни, решив стать писателем. Будучи по складу характера реалистом, Иван Алексеевич Бунин умел дополнять свои произведения интересными моментами, привлекавшими внимание читателя. Основной же особенностью писателя являлось то, что Бунин не причислял себя ни к одному литературному течению, а все его лучшие произведения были посвящены России. Чтобы читатели смогли понять, каким же Иван Алексеевич был при жизни, Советская центральная районная библиотека им. М.И. Чуба МБУК «ЦБС Советского района РК» предлагает познакомиться с материалами часа литературного знакомства «День мой догорел, но след мой в мире есть», посвящённого 150-летию со дня рождения писателя, поэта, переводчика.
      Сразу нужно сказать, что Иван Алексеевич Бунин являлся представителем хоть и обедневшего, но старинного дворянского рода, у которого был даже свой герб.
      Среди родственников Ивана Алексеевича было много известных и достойных людей. Одним из дальних родственников Бунина являлся знаменитый русский поэт-романтик и педагог, автор российского гимна «Боже, Царя храни!» Василий Андреевич Жуковский, биография которого была полна тайн. В своё время дворянин Иван Афанасьевич Бунин, отец Жуковского, состоял в любовной связи с пленной турчанкой. Плодом тайной любви стало появление на свет мальчика. Более всего Иван Афанасьевич боялся, что о рождении ребёнка станет известно, поэтому уговорил своего близкого знакомого усыновить младенца. Приятель согласился и даже дал мальчику свою фамилию.
      Герой нашего повествования Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября в Воронеже. Детство будущего писателя прошло в тяжёлой нужде. Его отец любил игру в карты и алкоголь. Из-за дурных пристрастий главы семьи Бунины постоянно страдали от нестабильного финансового положения.
      Школьное обучение Иван Алексеевич начал в Елецкой гимназии в 1881 году. Отсутствие в семье денег не позволило мальчику окончить обучение, и уже с 1886 года Бунин стал постигать должные науки дома. Нужно отметить, что именно домашнее образование позволило Ивану Алексеевичу познакомиться с творчеством таких выдающихся русских литераторов, как Иван Никитин, Алексей Кольцов и другие. Бунин абсолютно не воспринимал точные науки, зато гуманитарные предметы давались ему с лёгкостью. Его учителем в этот период стал старший брат Юлий, который по ряду причин был сослан под надзор полиции и ограничен в перемещениях по стране.
      В этом же 1886 году Иван Алексеевич написал свои первые стихи. Он писал их, подражая Пушкину, которым восхищался всю свою жизнь. Спустя три года, в 1889 году, переехав в Орёл, Иван Алексеевич получил предложение занять должность помощника редактора в газете «Орловский вестник». Бунин отправился за советом к своему старшему брату, который к тому времени жил уже в Харькове. Иван Алексеевич поселился у брата, занялся несложной работой в земской управе, и, получив первую зарплату, отправился в Крым. В Крыму Бунин посетил города Севастополь и Ялта, вернувшись обратно лишь осенью.
      В 1891 году Иван Алексеевич впервые приехал в Петербург. Люди, знавшие Бунина, говорили о нём, как о человеке, у которого было много «силы жизни, жажды жизни». За очень короткий срок пребывания в северной столице Бунин познакомился с поэтом Константином Бальмонтом, с критиком Николаем Михайловским, побывал в гостях у сатирика Алексея Жемчужникова. Своё вхождение в круг русских литераторов Бунин продолжил уже в Москве. Там он познакомился с Львом Николаевичем Толстым, чуть позже – с Антоном Павловичем Чеховым, с Валерием Брюсовым.
      В этот же период Иван Алексеевич сдружился с Александром Ивановичем Куприным, который был его ровесником и тоже только входил в русское литературное общество.
      В этот же период Иван Бунин стал участником литературного кружка «Среда». Бунина все знакомые ему люди считали человеком общительным, тянущимся за новыми впечатлениями и очень органично вписавшегося в своё время. Сам же Бунин был убеждён в том, что его желание и стремление постоянно находиться среди людей являлось проявлением глубочайшего внутреннего одиночества. Эта мысль не оставляла его никогда.
      В 1898 году Бунин женился. Его избранницей стала Анна, дочь вполне состоятельного грека–одессита, редактора газеты «Южное обозрение» Николая Цакни. Достаток родителей молодой жены Бунина никак не повлиял на улучшение благосостояния самого писателя. Молодые люди прожили вместе всего два года, а их единственный сын Николай в 1905 году умер, заболев скарлатиной.
      Год 1901 был ознаменован тем, что к Бунину, наконец, пришло первое признание. В свет вышел его первый сборник под названием «Листопад». Писатель Владислав Ходасевич назвал сборник книгой, которой Бунин «обязан началом своей известности». Обществом была принята и проза Бунина. «Антоновские яблоки» (https://ilibrary.ru/text/95/p.1/index.html) принесли Ивану Алексеевичу «звание «певца дворянских гнёзд».
      Иван Алексеевич обратился к Антону Павловичу Чехову с просьбой представить на соискание Пушкинской премии сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло, который писатель осуществил ещё в 1896 году. Перевод был хорошо воспринят сообществом литераторов. Чехов выполнил просьбу Бунина, и молодой литератор был удостоен премии, правда, в размере 500 рублей, то есть, половины наградной суммы. Такому решению комиссии предшествовали выступления литераторов с отзывами на произведения Ивана Алексеевича. Одни считали его стихи однообразными, другие отмечали уникальную образность его языка. Как бы там ни было, но Пушкинская премия, пусть и не в полном объёме, поспособствовала заметному укреплению Бунина, как литератора. К сожалению, литературное признание не повлекло за собой коммерческого успеха. На сборник «Листопад» покупателей не нашлось.
      Осенью 1906 года на литературных встречах в Москве Иван Алексеевич Бунин познакомился с выпускницей Высших женских курсов Верой Муромцевой. Молодые люди понравились друг другу, однако Иван Алексеевич на тот момент не был официально разведён – Анна Цакни не давала писателю развода. Бунин и Муромцева начали свою совместную жизнь с путешествия по странам Востока. Обвенчались же они лишь в 1922 году, уже после отъезда из России.
      В начале мая 1909 года Иван Алексеевич Бунин вновь был удостоен Пушкинской премии, поделив её на этот раз со своим другом Александром Ивановичем Куприным. Дружеским отношениям, установившимся между Буниным и Куприным, всегда сопутствовало некое едва заметное соперничество. Как вспоминала жена Куприна Мария Карловна, Иван Алексеевич очень гордился своим дворянским происхождением и не упускал случая поговорить на эту тему, что не всегда нравилось его собеседникам, даже если они и состояли с писателем в дружеских отношениях.
      После получения второй Пушкинской премии Бунин был избран почётным академиком «по разряду изящной словесности». Это случилось, благодаря представлению писателя Константина Арсеньева, который характеризовал Академии Бунина, как автора произведений, отличающихся «простотой, задушевностью, художественностью…».
      В первое десятилетие начала ХХ века Иван Алексеевич много путешествовал вместе с Муромцевой. Египет, Италия, Турция, Румыния, Палестина…      
      Многие произведения этого периода были написаны под впечатлением зарубежных поездок. Это «Господин из Сан-Франциско», «Грамматика любви», «Лёгкое дыхание» (https://ilibrary.ru/text/1052/p.1/index.html) и другие рассказы. Однако на душе писателя было сумрачно. В своих дневниках, которые он вёл всю свою жизнь, Бунин связывал свою усталость и мрачное настроение с Первой мировой войной. По его мнению, военный конфликт мирового масштаба принес «великое душевное разочарование». Писатель видел и в войне, и в Февральской революции знак будущей гибели Российской империи. Он не воспринимал деятельность Временного правительства. Вскоре Бунин полностью разошёлся во взглядах с буревестником революции Максимом Горьким.
      Октябрьскую революцию Иван Алексеевич и Вера Муромцева встретили в Москве. Дневник, который Иван Алексеевич вёл в эти сложные дни, стал основой его книги «Окаянные дни»
(https://royallib.com/book/bunin_ivan/okayannie_dni_sbornik.html).
      Исследователи творчества Бунина считают это произведение «значимым документом переломного времени». Литератор полностью не принял советскую власть. Как писал литературовед Сухих, Бунин услышал «какофонию бунта» там, где Блок услышал «музыку революции».
      В начале лета 1918 года Иван Бунин и Вера Муромцева покинули Москву. Спустя почти две недели, очень сложными путями, они, наконец, добрались до Одессы, где прожили почти полтора года. В это период Бунин работал в газете «Южное слово», а так же участвовал в работе агентства ОСВАГ, основанного генералом Деникиным. При этом писатель постоянно находился в угнетённом душевном состоянии.
      В январе 1920 года Иван Алексеевич и Вера Николаевна ступили на борт французского парохода «Спарта». Судно взяло курс на Константинополь. Сбившись с пути, забитая людьми «Спарта» только через неделю вошла в Босфор, а затем с короткими остановками в Болгарии и Сербии, в конце марта 1920 года прибыла в Париж.
      В первое время, проживая во Франции, Иван Алексеевич почти не занимался литературным творчеством, всем сердцем страдая по покинутой России. В то же время его произведения, написанные ещё на родине, всё-таки понемногу выходили. Переломным можно считать в 1924 году, когда в Париже состоялось мероприятие «Миссия русской эмиграции» В нём приняли участие Дмитрий Мережковский, Иван Шмелёв и другие известные литературные деятели, а Иван Бунин выступил с докладом. В тот же год в Берлине вышел в свет сборник Ивана Алексеевича «Роза Иерихона». В сборнике, помимо написанных ранее рассказов, были и произведения, созданные уже в эмиграции (https://royallib.com/book/bunin_ivan/roza_ ierihona.html). Ещё через год в «Современных записках» была опубликована его новая повесть «Митина любовь». Повесть вызвала массу откликов и рецензий в различных эмигрантских изданиях. Затем последовали «Солнечный удар» (https://ilibrary.ru/text/1020/p.1/index.html), «Дело корнета Елагина» и другие. Год 1927 стал годом начала работы над романом «Жизнь Арсеньева» (https://librebook.me/jizn_arseneva/vol1/1). Современники Бунина, а так же литературоведы и исследователи его творчества, отмечали то, как изменилась направленность произведений Бунина: Иван Алексеевич писал только о том, что происходило ранее, игнорируя социальные мотивы настоящего времени. Одной из главных тем его творчества являлась тема одиночества и предательства, тем более, что писатель на собственном горьком опыте прочувствовал цену предательства и обмана со стороны близких людей.
      Через некоторое время после приезда Бунина во Францию Ивана Алексеевича выдвинули на Нобелевскую премию. Инициировал это действие писатель Марк Алданов, считавший, что в среде эмигрантов – литераторов всерьёз можно рассматривать лишь кандидатуры Бунина, Куприна и Мережковского, и что именно они смогут поднять престиж русской литературы в изгнании. Алданова поддержал Ромен Роллан, правда, с оговоркой, что его поддержка касается только Бунина. При этом французский писатель и драматург заметил, что более всего расположен к творчеству Максима Горького. В итоге в письме, отправленном Ролланом в Нобелевский комитет, фигурировали три фамилии – Бунин, Горький и Бальмонт… Премию 1923 года, в итоге, получил поэт из Ирландии, но писатели–эмигранты не оставили попыток выдвижения Ивана Алексеевича на престижную премию.
      Наступил 1933 год. Вера Муромцева первой узнала о присуждении Ивану Алексеевичу Нобелевской премии. «Нобелевская премия по литературе… присуждается Ивану Бунину за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Так было написано в официальном тексте Шведской академии. Нужно заметить, что в « творческой среде реакция на премию оказалась неоднозначной». Например, Марина Цветаева считала, что были кандидатуры более достойные этой награды. Как бы то ни было, Бунин получил 715 000 франков, 120 000 из которых он сразу перечислил нуждающимся людям.
      Когда началась Вторая мировая война, Иван Алексеевич вместе с женой переехал на высокогорную виллу «Жаннет», на которой супруги прожили шесть нелёгких лет. Сам Бунин, по свидетельствам друзей, постоянно слушал радио, интересуясь английскими и швейцарскими сводками новостей. На картах, развешанных в кабинете, Иван Алексеевич делал пометки, а в дневнике описывал перемещения советских войск. Он ненавидел фашизм и очень радовался победе над ним.
      Дом Буниных постепенно ветшал, но писатель не принимал предложений работы в изданиях, которые находились на оккупированных землях. Бунин сам признавал, что никогда не мог распоряжаться деньгами. Нобелевская премия, которая могла бы обеспечить ему спокойную старость, была очень быстро растрачена. Он не купил себе жилья, не собрал никаких денег просто «на чёрный день». Прожив более тридцати лет во Франции, Бунин так и не выучил французский язык, и писал он только на русском. Всё, что было написано Буниным в эмиграции, было связано с Россией, с русской природой и русским человеком — «Косцы», «Лапти», «Далёкое», цикл новелл «Тёмные аллеи» (https://ilibrary.ru/text/1021/p.1/index.html) и многое другое.
      В июне 1946 года в СССР вышел указ «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российский империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Франции», однако переезд Бунина на родину так и не состоялся. Иван Алексеевич считал, что он уже слишком стар для возвращения на родину, да «друзей никого в живых не осталось».
      Здоровье писателя, у которого в 1947 году была диагностирована эмфизема лёгких, резко ухудшилось осенью 1953 года, а 8 ноября писатель умер по причине астмы сердца и склероза лёгких.
      За год до кончины Бунин создал последнее стихотворение, а за полгода до смерти написал в своём дневнике: «Это всё-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время меня не будет — и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!».
      Его похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
      К моменту смерти Ивана Алексеевича его произведения уже начали издаваться в России. Через 40 лет забвения соотечественники смогли увидеть Россию Бунина, сохранённую им в своём литературном наследии.
 
Иван Алексеевич Бунин, запечатлённый
на фотографиях и портретах в разные годы жизни

 

Выставочная деятельность библиотек сети