И только потому мы победили …

В рамках реализации внутрисистемного проекта
МБУК «ЦБС Советского района Республики Крым
«Печаль и радость Дня Победы»
 
«И только потому мы победили …»
Из истории создания песен военных лет
      Одним из самых страшных и незабываемых событий ХХ века стала Великая Отечественная война. Военное лихолетье унесло миллионы человеческих жизней, коснувшись каждой российской семьи. Год 2020 стал годом 75-летия нашей Великой Победы в самой кровавой войне.
      В эти тяжелейшие военные годы песня стала одним из самых мощных и грозных орудий, хотя на первый взгляд война и музыка кажутся понятиями несовместимыми.
      Песня помогла не только выстоять, но и победить, не позволила сломить дух всего советского народа.
      В первые дни и месяцы войны на свет появилось много песен. Часть из них сразу же «ушли на фронт». Прошедшие войну люди утверждали, что песня зачастую лучше любой пропаганды повествовала о патриотизме, о солдатском долге и мужестве, о любви к родине.
      У каждой из военных песен есть своя история и своя судьба.
      На третий день войны, 24 июня 1941 года, одновременно в двух центральных газетах, «Известиях и «Красная звезда», были напечатаны стихи известного поэта Василия Лебедева – Кумача «Священная война». Мы уже писали об истории рождения этой героической песни (см. материал «Литературная вахта памяти. «Вставай, страна огромная!»)
      «Прощайте скалистые горы». Одной из запоминающихся песен тех грозных лет является песня, посвященная воинам-североморцам — «Прощайте скалистые горы». Николай Букин, автор текста песни, на протяжении всей Великой Отечественной войны служил на полуострове Рыбачий, у Баренцева моря. Более трёх с лишним лет советские моряки вели ожесточённые бои с гитлеровцами, пытавшимися прорваться к Мурманску. Попытки врагов не увенчались успехом. Пограничный знак на Рыбачьем оставался единственным знаком на всей западной границе СССР, подконтрольным в течение всей войны советским войскам.
      Николая Букина, корреспондента газеты «Североморец», очень вдохновляли встречи и беседы с военными моряками. Во время одной из таких встреч у него родились поэтические строки «Не жить мне без моря». Стихотворение было напечатано в газете, и через некоторое время Николай услышал свои стихи по радио, только уже звучавшие в песне «Прощайте скалистые горы»…
      «Стихи произвели на меня сильное впечатление…Настроение поэтических строчек, которые выразительно передавали чувства людей, уходящих от родных берегов в свирепое Баренцево море для смертельной схватки с врагом, песенный характер стихотворения — всё это помогло мне на одном дыхании написать музыку…» — так писал автор музыки, композитор Евгений Жарковский.

 
https://www.youtube.com/watch?v=zDd8gtTlG0E
 

«В землянке»
      Особое место в солдатских сердцах заняла песня «В землянке». Поэт Алексей Сурков никогда не задумывал эти стихи как песню. Просто слова эти взяты из его письма жене. Небольшое стихотворное послание личного, очень личного характера. Помните: «И поёт мне в землянке гармонь про улыбку твою и глаза».
      Во время обороны Москвы, глубокой осенью 1941 года, Сурков с группой журналистов попал в окружение. В деревне Кашино располагался штаб 258 полка РККА. Там же находился знаменитый блиндаж, в котором родились ставшие впоследствии популярными поэтические строки.
      Из окружения можно было выбраться, только пройдя через минное поле. Сурков вспоминал, что его шинель была буквально иссечена осколками, когда, наконец, удалось добраться к своим. «Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти — четыре шага». После этого оставалось только дописать: «До тебя мне дойти нелегко…».
      Надо отметить, что фраза, сказанная Сурковым, сыграла почти роковую роль: строки про «четыре шага» были признаны упадническими, на песню наложили запрет и даже были уничтожены пластинки с записью «Землянки» в исполнении Лидии Руслановой. Однако, песню всё равно пели. Она навсегда поселилась в солдатских окопах и блиндажах.
      Стихи Суркова положил на музыку Константин Листов, который впервые и исполнил композицию, аккомпанируя себе на гитаре.
     Песня «В землянке» в исполнении Лидии Руслановой прозвучала, в конце концов, у стен поверженного Рейхстага и у Бранденбургских ворот.

 

https://www.youtube.com/watch?v=yxVYDvWWikg

 

      «Синий платочек». В годы войны среди солдат очень популярной была песня «Синий платочек». Лёгкая, вальсовая мелодия с самого начала войны шла, по словам поэта Алексея Суркова, «рядом с кованными «Идёт война народная…».
      Слова «Синего платочка» были написаны поэтом и драматургом Яковом Гольденбергом (псевдоним Я. Галицкий), который услышал мелодию, созданную ещё в 1940 году в Минске польским композитором Ежи Петерсбурским.
      На эту же мелодию поэтом Борисом Ковыневым были положены вновь сочинённые поэтические строчки:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война…
      Стихи были напечатаны в одной из фронтовых газет. Быстро сочинённые, может, немного наивные, они были подхвачены сотнями людей, как военных, так и гражданских. Их пели на солдатских привалах, в перерывах между боями, с эстрады и  на фронтовых концертах. Для известных же певиц Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко песня «Синий платочек» стала визитной карточкой.

 
https://www.youtube.com/watch?v=pefW8euBLuM