час истории
«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…».
Александр Пушкин
Идея единения народов России была и остаётся центральной в национальном, политическом, религиозном смыслах. История нашего Отечества полна примеров того, что быть сильными значит держаться вместе, выше мелочных обид и бессмысленных разногласий. Уважение и сохранение традиций жизненно необходимы для стабильности и целостности государства, для согласия и взаимопонимания в обществе одной судьбы и совместного будущего. День 4 ноября – День народного единства – это та из славных дат нашей истории, когда произошедшие события предопределили наше с вами свободное и независимое настоящее.
В 2004 году Государственная Дума Российской Федерации поддержала инициативу Межрелигиозного совета России об установлении 4 ноября Дня народного единства. Этот праздник вошел в перечень Дней воинской славы России и впервые был отмечен 4 ноября 2005 года. События, в честь которых он был учреждён, стали для нашей страны действительно судьбоносными.
В 1584 году на Руси наступили Смутные времена. После более чем пятидесятилетнего правления умер последний представитель династии Рюриковичей, первый венчаный царь всея Руси Иван IV Грозный. Глубокий династический кризис быстро перерос в государственный, а затем во внешнеполитический. Смута и разногласия царили в умах людей всех сословий. К власти на короткое время приходили узурпаторы и самозванцы. В стране царили воровство, взяточничество, разбой, пьянство. Чинились погромы и вспыхивали бунты. Даже просвещённым умам государства казалось, что Московскому царству уготована незавидная судьба быть стёртым с карты мира и из памяти людей. В Кремле орудовали польско-литовские захватчики, а Боярская дума в большинстве своём в 1610 году принесла присягу на верность польскому королевичу Владиславу, правителю католического вероисповедания. Это событие и стало началом конца польской интервенции на русских землях. В 1611 году, следуя призыву Патриарха Московского и всея Руси Гермогена, рязанский воевода Прокопий Ляпунов собрал и поднял на борьбу с захватчиками первое народное ополчение. К сожалению, Смута настолько поразила сознание людей, что по ложному навету воевода Ляпунов был убит своими же соотечественниками, и восстание было подавлено.
«Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту» /
Павел Чистяков 1860 год
Однако нашёлся человек с не меньшей волей и храбрым сердцем – нижегородский земской староста Козьма (Кузьма) Минин. Именно ему, человеку, упоминаемому в свидетельствах современников как «мелкий торговец говядиной», суждено было напомнить соотечественникам, что все они «не скот, а народ православный и свободный», что «дело освобождения родной земли от супостата самое что ни на есть благородное и великое». В краткие сроки был организован сбор пожертвований для снаряжения второго ополчения.
«Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году» /
Константин Маковский 1896 г.
По предложению Козьмы Минина в качестве нового воеводы общим согласием выбрали князя Дмитрия Пожарского из Зарайска. Сам же Минин был назначен помощником-казначеем. Под знамёна предводителей стали стрельцы, казаки, военнообязанные из крестьян, добровольцы.
«Гражданин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский» /
Михаил Скотти 1850 г.
В ночь на 22 октября (по старому стилю) 1612 года войско собранное князем и торговым человеком штурмом взяло укрепления Китай-города, а через несколько дней польский гарнизон в Кремле капитулировал.
Спасение государства русского сами ополченцы крепко связали с Казанской иконой Божией Матери (ныне ещё именуемой Иконой Смутного времени). «Осенняя Казанская» – так издавна зовётся в народе церковный день 22 октября по юлианскому календарю (4 ноября по григорианскому). Список с чудотворного образа был взят князем Пожарским на штурм крепостных стен. После благополучного разрешения ратных дел воевода дал клятву, возвести храм в честь Казанской иконы Божией Матери, что и было сделано. Царь Алексей Михайлович Романов, выбранный Земским собором 1613 года, приказал установить в честь этих событий день всенародного празднования. Православная церковь в свою очередь учредила в этот же день чествование Казанской иконы. Так церковный и светский праздники стали единым торжеством силы духа с православно-государственным статусом.
«Изгнание польских интервентов из Московского Кремля» /
Эрнест Лисснер 1908 г.
Революция 1917—го изменила отношение к дате народного единства коренным образом. Праздник был официально объявлен пережитком прошлого, а собор, построенный по инициативе князя Пожарского, разрушен, но сегодня он восстановлен и снова открыт для всех.
Собор Казанской иконы Божией Матери / Москва
История не стоит на месте. В начале XXI века о славных событиях 1612 года вспомнили, праздник единения решили учредить заново. Тогда же Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил в публичном слове, что отныне этот день будет объединять народы нашего общего дома – России, и неважно, что между нами существует масса различий – социальных, национальных, религиозных; и что никакие различия не должны мешать людям жить в мире и согласии, трудится для общего блага и своего собственного, сохраняя тем самым самобытную культуру и независимость.
Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади /
проект архитектора Ивана Мартоса 1818 год
Выставочная деятельность библиотек сети