Советская ЦРБ им. М.И. Чуба
предлагает вниманию посетителей сайта
электронный ресурс «Войны священные
страницы навеки в памяти людской»
«Давным-давно была война…» выпуск 2
«ПОГИБШИЕ НАД МОРЕМ
САМОЛЁТЫ»,
разработанный в рамках реализации
внутрисистемного краеведческого проекта
«Поклонимся великим тем годам».
Слайд 1.
Давным—давно была война… «Войны священные страницы навеки в памяти людской» 2.
Слайд 2.
Великой Победе посвящается.
Слайд 3.
Погибшие над морем самолёты.
Слайд 4.
Самая неразгаданная тайна минувшей войны – это погибшие над Чёрным морем самолёты. Стальные птицы, работая по морским целям, гибли от самолётов прикрытия и артиллерии кораблей противника, от отказа техники и от столкновений в воздухе с такими же машинами, порой даже со своими. Большинство пилотов гибли вместе с самолётами… Вот так и стало Чёрное море братской могилой не только для моряков, но и для лётчиков.
Слайд 5.
Война без всякой жалости бросила в воды Чёрного моря ни один десяток наших «илов», гитлеровских «юнкерсов», даже американских «аэрокобр». Теперь эти немые свидетели жестоких боёв, достижение инженерной мысли человека, покоятся в мрачной морской пучине, постепенно погружаясь в илисто-песчаное дно и обрастая мидиями.
Слайд 6.
В Крыму, во время строительства газопровода через Керченский пролив, со дна моря подняли несколько самолётов времён Великой Отечественной войны. Машины более 70 лет пролежали в воде. Они, конечно, очень сильно повреждены. Однако специалистам удалось определить бортовые номера, которые помогут установить имена погибших в боях лётчиков.
Слайд 7.
«Летающий танк», «самолёт-солдат» — как только не называли легендарный штурмовик Ил-2. Гитлеровцы же именовали его «чёрной смертью».
Слайд 8.
Когда самолёт удалось поднять из моря, в кабине были обнаружены останки пилота. При нём был найден орден Боевого Красного Знамени. Задняя часть машины отсутствовала, поэтому судьба стрелка-радиста оставалась неизвестной.
Слайд 9.
Однако по номеру мотора поисковики смогли найти подразделение в котором числился штурмовик Ил-2, и установить состав экипажа. Экипаж машины: Ударов Александр Петрович, лётчик, 1918 г.р. Калинкин Пётр Павлович, воздушный стрелок, 1924 г.р. Младший лейтенант Ударов был награждён орденом Боевого Красного Знамени 3 октября 1943 года. После получения награды Александру Ударову и стрелку Петру Калинкину оставалось воевать и жить всего лишь месяц… Они не вернулся с боевого задания. Обстоятельства их гибели неизвестны, но поиск продолжается. Останки пилотов с почестями захоронены.
Слайд 10.
Другой шеститонный Ил-2 тоже пролежал у берегов Крыма более 70 лет. Это был первый случай, когда поисковики не просто увидели фрагменты боевой машины на дне Чёрного моря, но и подняли их на поверхность
Слайд 11.
По чудом сохранившемуся на борту номеру поисковики установили, что на своё последнее боевое задание экипаж вылетел в начале декабря 1943 года.
Слайд 12.
За 70 лет под водой металлический каркас почти полностью проржавел. Пулемёты и пушки заряжены, однако бомб и снарядов нет. Наверное, пилот успел провести одну атаку и погиб, потому что вражеские истребители не давали возможности выйти из боя.
Слайд 13, 14, 15.
Без текста.
Слайд 16.
Часы на бортовой панели штурмовика зафиксировали время гибели самолёта:13:50. Во время боёв за Керченский полуостров Ил-2 летали на небольших высотах, и поэтому парашютов у пилотов не было. Единственным шансом к спасению являлся прыжок из горящего самолёта.
Слайд 17.
Предполагают, что лётчик «завалил штурвал», чтобы выпасть из горящей кабины. Они ведь и летали с открытыми кабинами, чтобы успеть выпрыгнуть.
Слайд 18.
В 2015 году со дна моря был поднят Ил-2 с бортовым номером 4057, сбитый 8 ноября 1943 года, который лежал на глубине пять-шесть метров в Керченском проливе в 150 метрах от Таманского берега. В тот день, когда он был сбит, его пилотировал Герой Советского Союза Юсуп Акаев. Как установили поисковики, экипаж из двух человек (лётчик Акаев и воздушный стрелок Слепцов) был спасён торпедным катером Черноморского флота, и оба пилота остались живы.
Слайд 19.
Юсуп Акаев начал свой боевой путь на Чёрном море. Он пришёл в часть в самый разгар смертельных схваток за Новороссийск и 25 октября 1943 года совершил первый боевой вылет.
Слайд 20.
В ночь с 31 октября на 1 ноября 1943 года началась десантная операция в Крыму. Помощь десантникам должна оказать авиация. Лётчики разрабатывали разные варианты заходов, но эффективность их бомбовых ударов продолжала оставаться недостаточной: пока бомба летела с большой высоты, торпедный катер успевал уйти в сторону.
Слайд 21.
Тогда и родился метод бомбометания с малых высот. Самолёт уже не пикировал на корабль противника, а шёл на него низко над водой, не выше мачт корабля. Приблизившись, пилот сбрасывал бомбы и сразу же у самого корабля резко выводил машину вверх. Это было очень рискованно, но зато попадание — самое вероятное. Поиски новых методов бомбовой атаки захватили и Юсупа Акаева. Он очень быстро стал пионером «топмачтового» бомбометания.
Слайд 22.
8 ноября 1943 г. Акаев вёл шестёрку «Илов» на боевое задание под вражеским зенитным огнём. Акаев выполнил задание и сумел вывести группу из-под огня. Однако его самолёт был подбит. Акаев вместе с воздушным стрелком Слепцовым старался «тянуть» машину к своему берегу, и когда осталось 3-4 километра, самолёт начал резко терять высоту. Оставалось одно: посадить машину на воду и суметь, воспользовавшись секундами, выскочить из самолёта, пока он не погрузился в воду. У пилотов это получилось. Самолёт поглотила морская пучина, а лётчики остались в бушующем море в спасательных лодках. Подобрать их смогли только через пять часов почти в бессознательном состоянии.
Слайд 23.
Юсупа Акаева знал весь Черноморский флот. Его называли мастером штурмовых ударов. 36 раз выводил он в черноморское небо группы ИЛов, добиваясь точного выполнения задания. Не было ни одного случая, чтобы он, командир, возвратился на базу, потеряв кого-либо из своих товарищей. С декабря 1943 года, когда Акаев получил новый самолёт, и до самого окончания войны Юсуп летал на одном самолете под № 21, как заговорённый. Некоторые лётчики полка считали, что Юсуп — просто «везунчик». Однако за «удачливостью» стояли мужество, отвага, ответственность, опыт и высочайшее мастерство командира эскадрильи.
Слайд 24.
За последние несколько лет у берегов Крыма были найдены десять «Илов» времён Великой и Отечественной. Два из них были найдены и подняты из воды в районе Тарханкута. В одном из них также были найдены останки пилота, которые с почестями были преданы земле. Сама машина была затоплена в районе Балаклавы, где она стала экспонатом подводного музея у ремонтной базы подводных лодок. Второй штурмовик после обследования также опустили обратно на дно у мыса Тарханкут на территорию подводного музея военной техники.
Слайд 25.
Этот второй самолёт был сбит над Черноморским в конце зимы 1944 г. Судя по повреждениям, машина была сбита зенитками врага. Многочисленным латки свидетельствуют, что самолёт совершил много боевых вылетов. Экипаж самолёта обнаружен не был. Однако машина была найдена в 15 метрах от берега, а потому можно предположить, что пилоты погибли. Навряд ли они смогли выбраться из ледяной февральской воды на таком расстоянии от берега.
Слайд 26.
Пилоты поднятых из моря самолётов, конечно же, спаслись не все. В декабре 1943 года из боевых вылетов возвращались очень немногие. В это время на керченском направлении велись самые ожесточённые бои, и именно тогда наша авиация несла колоссальные потери.
Слайд 27.
Чёрное море тщательно хранит тайны своих глубин, лишь изредка вознаграждая исследователей за их настойчивость и терпение. Расстрелянные в небе и нашедшие упокоение на морском дне стальные птицы – зрелище печальное, вернее, трагичное. За каждой машиной – жизни и судьбы людей. Их имена должны быть восстановлены, потому что это не только память. Это нравственность человеческая и совесть.
Слайд 28.
Советская ЦРБ им. М.И. Чуба электронный ресурс «Войны священные страницы навеки в памяти людской» в рамках реализации внутрисистемного краеведческого проекта «Поклонимся великим тем годам» 2025 г.