«Человек счастливой судьбы», или Один рассказ о Елене Криштоф

 


Слайд 1

      «Человек счастливой судьбы», или Один рассказ о Елене Криштоф.

Слайд 2

      Книги одних авторов умирают ещё при их жизни, слава других умирает вместе с ними, с их званиями и регалиями… Но есть писатели, которых издают и читают и после их смерти. Не все они — великие, не все они — классики, однако все они — избранные. Избранные читателями. Елена Криштоф — именно из таких, избранных читателями авторов.

Слайд 3

      Елена Георгиевна Криштоф родилась 16 июня 192 года в Алуште. Её отец был известным агрономом, долгое время работал в Германии, а в Крыму в советское время руководил известным табачным совхозом, расположенным под Алуштой.
      Он рано умер от распространённого в то время недуга — чахотки. Это случилось, когда Елене было всего девять лет.

Слайд 4

      Её бабушка и мама, Анастасия Ивановна, люди образованные, но не способные расталкивать окружающих локтями, жили довольно скромно. Как вспоминала Елена Георгиевна: «золото в нашем доме было только на корешках энциклопедии Брокгауза и Ефрона…»

Слайд 5

      Войну и оккупацию Крыма семья из трёх женщин — бабушки, мамы и Елены, пережила отчасти в Алуште, отчасти в отдалённом посёлке на северо-востоке Крыма, где было не так голодно.
      Лена, будучи девчонкой, только что окончившей восемь классов, содрогалась от приказов, вызывающих ужас: за утайку лишнего килограмма продукта — расстрел, за выход из дома после комендантского часа — расстрел. Жутко было слышать об уничтожении евреев и расстрелах каждую ночь заложников. Потом, спустя годы, ею будут написаны рассказы о героях-крымчанах — пулемётчице Нине Ониловой, журналисте Александре Хамадане, актрисе-подпольщице Александре Перегонец…

Слайд 6

      После окончания школы Елена стала студенткой филологического факультета Крымского педагогического института.
      Фотографии студенческих лет.

Слайд 7

      По окончании учебного заведения, как молодой специалист, Елена была направлена на работу в одну из школ Первомайского района.
      «Степь, грязь по колено, летом — ни картошки, ни помидоров. Потом уже, когда провели канал, там стало чудесно, всё стало в зелени утопать…».

Слайд 8

      Судьба Криштоф не один год была тесно связана со школой.
      Почти все ученики Елены Георгиевны были переростками, росли в малограмотных семьях — сказывались военные годы. Елена понимала: если она не расскажет им о литературе, то больше сделать это будет некому, и старалась изо всех сил.
      А они благодарно слушали её и, как губка, впитывали всё, чем так щедро делилась их ровесница-учительница.

Слайд 9

      Тогда же, учительствуя, Криштоф впервые начала активно писать и печататься…. Сначала это были заметки в районных газетах, затем статьи в областной прессе. Её рассказы охотно публиковали крымские газеты. Первая повесть «Школа в степи» появилась в 1956 г. в альманахе «Крым». Через три года в Крымиздате вышла её первая книжка, сборник рассказов «Солнечный день» — и получила литературную премию. И, наконец, состоялся её прорыв в столицу — в журнале «Юность» опубликовали её повесть «Май месяц перед экзаменами».

Слайд 10

      Когда в Крыму организовали телевещание и создали свой телеканал, Елена Криштоф ушла работать в художественную редакцию. Встречи с незаурядными, интересными людьми в её телепрограммах позволили ей впоследствии создать несколько документальных повестей о них и опубликовать множество очерков, посвящённых выдающимся крымчанам.

Слайд 11

      В 1965 году Елену Криштоф наконец приняли в Союз писателей СССР… На тот момент ей исполнилось сорок лет. Почти всю самостоятельную жизнь до этого она провела, скитаясь по общежитиям. И наконец, как член СП получила комнатку в коммуналке в Симферополе. Теперь, когда не надо было являться на службу, и можно было всё время посвящать литературе, её книги начинают выходить с завидным постоянством.

Слайд 12

      В Алуште на скудные гонорары и в долг она несколько лет строила маленький домик из саманного кирпича. Когда домик был построен, Елена Криштоф каждое лето стала проводить в любимой Алуште. В саду возиться с цветами, виноградом, фруктовыми деревьями, а на веранде — писать книги и отмечать дни рождения — небогатые, но настолько зрелищные и весёлые, что участники с удовольствием вспоминают о них и по сей день.

Слайд 13

      Когда лето кончалось, она возвращалась зимовать в Симферополь, в маленькую однокомнатную квартирку, где писала на кухне за покрытым скатертью столом. Здесь же, на кухне, принимала гостей, угощая борщом, яичницей и чаем с вареньем «собственной варки».

Слайд 14

      Любимый Крым всегда присутствовал в произведениях писательницы — то как фон, на котором развёрнуты действия романа или повести, то как действующее лицо, в полном смысле — «герой». В книге «Сто рассказов о Крыме» Елена Криштоф пишет о событиях как легендарных, так и действительных, происходивших в давние и недавние времена на нашей родной земле, о выдающихся полководцах, революционерах, писателях и художниках, героях труда, чья жизнь неразрывно связана с полуостровом.

Слайд 15

      Не один год Криштоф посвятила интересной и своеобразной книге «Легенды Крыма в пересказе Елены Криштоф». Чтобы за свой счёт издать книгу в Крыму, она продала любимый домик в Алуште. В 2001 году книга вышла — последняя книга, которую она увидела изданной.

Слайд 16

      Исследователи творчества писательницы утверждают, что она была талантливым краеведом, знатоком истории и культуры Крыма. У неё был особый дар художественного проникновения в глубь веков. В поисках нужных для рассказов сюжетов она неоднократно отправлялась в различные места Крымского полуострова: то вместе с геологами в Черноморский район, чтобы увидеть и описать красоту Джангуля… («Следы на земле Тарханкута»)

Слайд 17

      …то в посёлок Счастливое, где шло строительство водохранилища … («Как рождаются легенды»)

Слайд 18

…то в Феодосию, в картинную галерею Айвазовского, для посещения экскурсий, которые вели Софья Александровна и Николай Степанович Барсамовы («Стоит человеческой жизни»).

Слайд 19

      Несколько лет Криштоф посвятила сбору материалов для самого любимого своего детища — романа о А. С. Пушкине «Для сердца нужно верить». Пушкина и его книги (именно так) Елена Георгиевна любила с детства. Наизусть знала всего «Евгения Онегина». И, работая над романом, настолько погрузилась в материал, что могла рассказывать о персонажах, как о своих знакомых, могла описывать до мелочей их одежду, причёски, привычки…

Слайд 20

Криштоф никогда не кичилась своими почётными званиями. А ведь они были: лауреат нескольких литературных премий в России, заслуженный деятель искусств АРК, лауреат премии имени С. Сергеева-Ценского. Обычно в ответ на слова признательности в свой адрес она говорила: «Так сделал бы каждый, если была бы возможность».

Слайд 21

      Одинокая женщина, пережившая большую любовь, она так и не завела семью, хоть и была окружена друзьями, подругами, соседями и знакомыми.

Слайд 22

      Последние годы Елена Георгиевна часто болела. Когда она опять оказалась в больнице, ей поставили страшный диагноз: неоперабельный рак. Писательнице об этом не сказали, но врачи предупредили друзей: через какое-то время её ждёт мучительно-долгий, полный боли и страданий финал…
      Но всё случалось не так: 1 августа 2001 года, ожидая выхода новой книги, полная творческих планов, она скоропостижно скончалась у себя дома — на руках соседей и друзей. Похоронили её в Симферополе, на старом кладбище Абдал.

Слайд 23

      Елена Георгиевна до конца своих дней была современным человеком и современным писателем. Она сумела определить своё место в литературе, нашла новые темы, новые сюжеты, нового читателя.
      Несмотря на все невзгоды, Елену Криштоф, прожившую нелёгкую и очень интересную жизнь, относили к тем, о ком говорили «люди счастливой судьбы».

Слайд 24

      Советская ЦБ им. М.И. Чуба, 2020 г.