Час исторического сообщения

В ноябре 2020 года исполняется 100 лет
с начала Исхода из Крыма Русской армии и окончания Гражданской войны
в европейской части России
 
      В результате Перекопско – Чонгарской наступательной операции под командованием Михаила Васильевича Фрунзе, длившейся с 7 по 17 ноября 1920 года, в Крым вошла Красная армия. Белая армия, возглавляемая в Крыму генералом Петром Николаевичем Врангелем, начала срочную эвакуацию своих войск, как только красноармейцы, прорвав Чонгарские укрепления, взяли Перекопский перешеек.
      Крымская эвакуация частей Русской армии морем была заранее хорошо спланирована штабом генерала Врангеля. В период с 13 по 17 ноября 1920 года из городов-портов Крыма вышло 126 судов, увозя почти 150 тысяч человек, спешно покидавших Россию. Вместе с военными страну оставляли их семьи и гражданские лица, политические взгляды которых полностью расходились с политикой советской власти. При этом число уезжавших намного превышало тоннаж подготовленных для эвакуации судов.
      По воспоминаниям участников и очевидцев этого печального события, Крымский исход всё же проходил мирно. Люди принимали решение сами — остаться им или всё-таки уехать. Погрузка проходила достаточно организованно. Правда, не обошлось без нарушений порядка, когда, выпущенные из тюрем заключённые, громили в городах винные погреба, продуктовые склады и склады медикаментов. Однако беспорядки немедленно пресекались патрулями из числа сотрудников комендатуры, а так же казаками и юнкерами. В Севастополе, на улицах, примыкавших к порту, стояло оцепление. Пройти через него можно было только при наличии специального пропуска.
      Днём 14 ноября 1920 года в Севастополе Врангель с группой офицеров погрузился на крейсер «Генерал Корнилов», который был подготовлен специально для главнокомандующего и его штаба, а так же для других высших чинов. Судно снялось с якоря только после того, как почти все корабли ушли из порта, однако крейсер двинулся не в сторону Турции, а пошёл в Ялту, а затем в Феодосию, потому что главком хотел убедиться лично в том, что погрузка завершилась повсеместно, где было запланировано. Надо отметить, крейсер «Генерал Корнилов», как и все остальные корабли, был в итоге переполнен уезжающими людьми. Именно на нём размещались семьи морских офицеров.
      С именем Врангеля плотно связаны последние месяцы и дни белого Крыма. Генерал получил от своего предшественника Антона Деникина разбитое и практически полностью деморализованное войско. Будучи опытным военачальником и прекрасным организатором, Врангель за очень короткий срок и в тяжелейших условиях сумел восстановить боеспособность и дисциплину во вверенных ему войсках. Его умения и навыки спасли в эти страшные дни тысячи человеческих жизней.
      Очень тяжело проходила эвакуация в Феодосии и Керчи. К беспорядкам в городах добавилась отвратительная погода – из Азовского моря в пролив ветром нанесло довольно много льда, который заставлял суда  дрейфовать. При этом некоторые из них просто сели на мель.
      В Ялте и в Евпатории так же было много желающих уехать, но не хватало кораблей, воды и топлива.
      Как бы то ни было, эвакуация прошла относительно благополучно. Последние корабли покинули берега Крыма 17 ноября 1920 года. Барон Врангель сумел эвакуировать 145 693 человека. Из них было почти 50 тысяч военных, 6 тысяч раненных, 7 тысяч женщин и детей. Остальные – это были служащие и гражданские лица, дворяне, казачество, представители духовенства.
      Пётр Семёнович Бобровский, один из руководителей Симферопольской городской думы, в своих воспоминаниях писал: «Все пароходы были битком набиты, некоторые оказались на полпути без воды и без угля… Люди стояли плечо к плечу. Я думал, что это временно, что их разместят по каютам. Но потом я узнал, что каюты были уже переполнены, и все эти люди так и доехали до Константинополя, стоя в страшной тесноте на палубе».
      В те дни из Крыма в своё последнее плавание ушли все суда русского флота, которые могли устоять на воде.
      Путь в чужие края оказался крайне тяжёлым. Правда, многие уезжающие верили в то, что очень скоро они вернуться в Россию. Но были и те, кто чётко понимал, что Родину они покидают навсегда.
      Перегруженные суда шли к турецким берегам несколько дней. Не хватало питьевой воды. Питание было крайне скудным. Корабли, вышедшие из порта Керчь, попали в сильнейший шторм, в результате чего эсминец «Живой» просто исчез в бушующем море. На его борту находилось 260 человек.
      В декабре 1920 года русская эскадра перебазировалась в тунисский порт Бизерта. Правда, в 1924 году на кораблях эскадры был спущен Андреевский флаг, а ещё через 6 лет суда были распилены на металлолом, а оставшиеся члены их команд сошли на берег.
      Больше всего людей из числа эмигрантов остались в Константинополе (ныне Стамбул). Остальные беженцы были отправлены в лагеря, в которых люди спали на голой земле. Их почти не кормили. Они ничего не знали о своих родных и близких, закрутившись и расставшись в круговерти печальных событий, не знали, как сложатся судьбы их самих. Впереди был «сумрак ночи»…
      Можно сказать, что 145 тысяч русских людей просто рассеялись по всему миру, оказавшись не нужными никому, но это было их решение и их выбор.

 

«Мы шли в сухой и пыльной мгле
По раскаленной крымской глине.
Бахчисарай, как хан в седле,
Дремал в глубокой котловине.
И в этот день в Чуфут — кале,
Сорвав бессмертники сухие,
Я выцарапал на скале:
Двадцатый год — прощай Россия!»
Поэт Николай Туроверов

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставочная деятельность библиотек сети