АБЛЕШ НЕМЕЦКИЙ

Из истории народов Крыма
                                                  
      Крым – особый, удивительный, многонациональный. Русские, татары, украинцы, белорусы, болгары, армяне, немцы…Сколько народов и национальностей проживают в Крыму?
        Советский район, являясь частью древней Тавриды, представляет собой концентрат истории далёкой и недавней. Он является уникальным уголком, хранящим память о бесконечной череде событий, отразившихся в судьбах многих народов, в том числе и в судьбе крымских немцев.
        В бурном процессе освоения и развития Крыма постоянно рождались новые этнические общности. Каждый, вновь появлявшийся на полуострове народ-созидатель, вносил в уже существовавшую до него этнокультурную среду, некоторые, присущие только ему черты, принимая одновременно в себя элементы сложившегося ещё до него многонационального колорита. 
        Более чем двухсотлетнюю историю пребывания на крымской земле насчитывает немецкий этнос.

 

АБЛЕШ НЕМЕЦКИЙ
село Пруды Советского района Республики Крым
(фрагменты краеведческого исследования)
Я и мой дом принадлежим Тебе, Господи…
Будем радостными в надежде
и терпеливыми в печали…
 
Цитаты из Библии, украшавшие  стены домов
крымских немцев в конце XIX — начале ХХ вв.
      Крым официально вошёл в состав Российской империи 8 апреля 1783 года,  а уже в 1784 году была сформирована Таврическая область (позже – губерния), в которую вошли Крым и Тамань. После массовой эмиграции крымских татар в Турцию, обширные земли Тавриды опустели. Правительство царской России открыло для иностранцев путь к пустующим землям империи. Было решено приглашать семейства, которые уже зарекомендовали себя прилежанием. Именно такие немцы, трудолюбивые, экономные, аккуратные, начиная с 1802 г., стали прибывать в Крым.
      До 1805 г. окончательно сформировалось население многих немецких колоний, давших начало будущим большим посёлкам в Крыму. В их числе упоминается и  Цюрихталь (ныне — посёлок Золотое Поле Кировского района Республики Крым). 
      Согласно архивных данных «Списка населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 г.» и «Памятной книги Таврической губернии 1889 г.»  в состав Цюрихтальской волости входило около тридцати крупных и мелких поселений крымских немцев, значительная часть из которых, располагалось на территории современного Советского района. В вышеуказанном списке упоминается деревня Аблеш и смежное с ней поселение Богальчик (Бакалчакъ) при речке Кучук-Кара-Су, состоявшая из 16 дворов с 65 жителями — татарами и немецкими колонистами. Это первое известное документальное подтверждение исторического факта проживания крымских немцев на территории деревни Аблеш Немецкий (позже – Нейгофнунгсталь – Новая Надежда, ныне – село Пруды, Советского района Республики Крым).
      В статистических архивах сохранилось лишь несколько фамилий немцев, поселившихся в Аблеше во второй половине XIX века. Это Мартин Рейнгольд Ридлер, вдова фрау София Блинд, Иоганн и Христиан Блинд.
      Мартин Ридлер эмигрировал в Россию из Пруссии в 1858 году, занимался кузнечным делом. Члены семьи Блинд прибыли в Крым из Вюртемберга, занимались земледелием.
      В большинстве своём немецкие колонисты были хорошими хозяевами,  которые могли служить примером для других жителей полуострова. Известно, что в 1876 году земельные угодья вокруг поселений Аблеш Немецкий и Богальчик были выкуплены немецкими колонистами у русского помещика Шостикова. Они  состояли из сенокосных и пахотных угодий и большого  фруктового сада общей площадью в 43 десятины земли. Соответственно, основной отраслью хозяйства и занятием аблешских поселенцев было землепользование: хлебопашество, огородничество и садоводство. Сеяли ячмень, пшеницу, рожь. Главным посевным хлебом, возделываемым для рынка, была, конечно, пшеница, частью озимая, частью яровая. Аблешские поселенцы ввели в севооборот технические культуры — картофель и хлопок. Часть земельных угодий была отведена под посадку винограда. Для собственных нужд крымские немцы разводили свиней и птицу. Надо отметить, что свиньи выращивались определённого типа. Это можно объяснить тем, что в традиционной немецкой кухне при приготовлении мясных блюд хозяйки чаще использовали именно свинину.  
      Дома, построенные во второй половине XIX века крымскими немцами в деревне Аблеш Немецкий, частично сохранились и до нашего времени. В степных районах Крыма саман (смесь глины и соломы) всегда считался более дешевым строительным материалом по сравнению с деревом и камнем. Немцы, как народ рачительный, переняли у местного населения опыт постройки калыбных сооружений (от крымскотатарского слова «къалыб», означающего специальное приспособление — форму, применяемую для строительства стен из подручного материала, преимущественно из глины и соломы).
      В 1877 г. в поселении насчитывалось 31 строение. Немцы строили свои жилища в соответствии с определённым планом, с необходимыми территориальными отступами, поэтому улица получилась ровная, благоустроенная. Крытые черепицей дома располагались в одном направлении с двух сторон улицы; несколько внутренних помещений жилого строения выходили окнами на улицу. В селе Пруды на улице Октябрьской до сих пор сохранился жилой саманный дом с двухскатной крышей типичной немецкой архитектуры, характерной для юга России конца XIX в. На фронтоне дома сохранилась «процарапанная» по влажной штукатурке надпись «1887 год». Можно предположить, что это дата постройки здания.
      Среди крымских немцев практически не было неграмотных. Каждое поселение, каким бы маленьким оно не было, организовывало собственную школу. Народная школа в Германии являлась продуктом многовековой культуры. Этим и объясняется самое важное её качество – обязательное обучение  всех детей.
      В Аблеше Немецком в своё время были организованы два учебных заведения разных ступеней. Они имели статус общественных, так как содержались на средства, собранные самими поселенцами. Здание лютеранского начального училища, не раз подвергавшееся реконструкциям, и здание училища старших ступеней, построенные для детей немецких поселенцев, сохранились до наших дней. 
      Известны две фамилии крымских немцев, преподававших в начале ХХ в. в лютеранском начальном училище Аблеша Немецкого. Это Пётр Брейтенбюхер   и Александр Шеррибле.
      Уклад жизни и быта немецких поселенцев определяла религия. Крепкая семья и высокие нравственные устои считались у крымских немцев источником благосостояния немецкого народа в целом. Воскресное посещение кирхи было обязательным для всех членов немецкой общины. Из плана «Соединённых дач деревень Аблеш, она же Новая Надежда, и Кельсе-Мечеть Феодосийского Уезда», составленного в 1892 г. Таврической губернской чертёжной, известно о существовании кирхи на территории Аблеша Немецкого. В 1901 г. по инициативе местной общины взамен старого  был отстроен новый каменный, крытый железом молитвенный дом. Это строение сохранилось до нашего времени.
      В начале ХХ века немецкая община Аблеша владела усадебными участками общей площадью более 70 десятин. В архивных документах среди зданий общественного пользования, кроме начального училища и молитвенного дома, упоминаются кузница, и находившаяся где-то на южной окраине деревни общественная лавка.
      Кроме земли непосредственно под усадьбами, немецкие поселяне-собственники Блинды, Беры, Майеры и др. владели  4443 десятинами земли при деревнях Аблеш Немецкий и Кельсе-Мечеть. Все земли были документально закреплены за собственниками. Немецкая община имела своего старосту. В разные годы на этой должности в архивных документах упоминаются Т. Гафнер (в должности с 1903 по 1910 гг.) и Генрих Симани.  

 

 4 класс Аблешской начальной школы 18 мая 1941 г.

 

      Этот снимок датирован 18 мая 1941 года. Дети на снимке ещё не знают, что пройдёт совсем немного времени, и война внесёт свои коррективы в их судьбы.
      На снимке: Бакши Борис, Таймазов Смаил, Рудь Владимир, Смаилов Сервер, Гапленко Александр, Марцовенко Леонид, Трифонова Нюра, Штаубе Ида, Коллер Фрида, Оберландер Ванда, Шеда Людмила, Ульрих Эльза, Молько Лиля, Ткач Валя, Черненко Вера, Ламакова Шура, Шнейдер Вильма, Левченко Лиля, Шулина Шура, Ипатова Таня.

 

Материал собрала и
систематизировала

ведущий библиограф
МБУК «ЦБС Советского
района

Республики Крым»
Иванченко Елена
Анатольевна