Россия объединяет

В 2023 году ежегодная Всероссийская культурная акция «Ночь искусств» приурочена ко Дню народного единства. Все мероприятия в рамках события проходят под девизом «Россия объединяет».
Советская центральная районная библиотека имени М.И. Чуба предлагает вниманию читателей библиотек сети и посетителей сайта  увлекательный квест «Народные промыслы современной России», знакомящий с ремеслами народов, проживающих на территории нашей страны, с предметами быта, ставшими истинным искусством, выражением самобытности, эстетики отдельно взятого этноса.

 

Слайд 1.

Народные промыслы современной России.

Слайд 2.

Современные народные промыслы в России представляют собой уникальное сочетание традиций и современных технологий, что делает их особенно интересными для изучения и популяризации. Они олицетворяют богатое культурное наследие народов России и способствуют сохранению многих редких ремесел.

Слайд 3.

В традиционной народной культуре в старину люди целыми деревнями работали бок о бок, обменивались идеями, передавали знания, обучали творческим техникам детей. Со временем сюжеты обретали глубину, а мастерство становилось все более отточенным. Художники и мастера объединялись в артели, открывались целые фабрики. Многие изделия стали символами своих районов: в их формах, линиях и расцветках отразилась философия местных жителей, коллективное понимание мироустройства и красоты.

Слайд 4.

Промыслы Урала. Каслинское литьё.
Небольшой уральский посёлок Касли прославился изящными изделиями из чугуна. Из грубого чугуна мастера создавали филигранные чёрные кружева, ажурные тарелки, тончайшие цепочки.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже завод представил экспозицию своих изделий в полностью чугунном ажурном павильоне. Промысел успешно действует и сегодня: мастера собирают работы, тщательно их чеканят, а затем вручную окрашивают специальной краской «голландская сажа». Именно она придает изделиям благородный чёрный цвет с особым блеском.
   1. В наши дни отечественной «классикой» каслинского, русского камерного литья из чугуна стала скульптура:
А) «Лошадь казацкая»;
Б) «Конь с попоной»;
В) «Конь с упавшим всадником».

Слайд 5.

Промыслы Урала. Уральская резьба по камню.
Каменные месторождения сделали Урал важнейшим центром камнерезного промысла. Мастера создавали вазы, столешницы, камины, а также небольшие подносы, пуговицы, табакерки. Под покровительством фабрики каменный промысел распространился среди кустарей. К концу XIX века на Урале сложились определенные традиции. Мастерство уральцев отразилось в знаменитых сказах Павла Бажова о Даниле-мастере и Малахитовой шкатулке и других. Уральские редкости представлены в коллекции камнерезного искусства в Эрмитаже.
 

Слайд 6.

Промыслы Дальнего Востока. Берестяные изделия Якутии. Якуты издревле делали из коры березы посуду, занавески и даже целые берестяные жилища — урасы. Наиболее известны якутские шкатулки для рукоделия, разнообразные туесы. Их украшали тиснением, тонировкой, узорными прошивками из чёрного конского волоса, ажурной прорезью. На них изображали орнаментальные мотивы, сюжеты на тему якутского быта, природы или сказок.

Слайд 7.

Бурятское плетение из конского волоса.
В Бурятии по сей день сохраняется плетение ковриков таар из конского волоса. Конский волос — жёсткий по фактуре материал, зато изделия из него прочны и долговечны: из него делали вожжи, рыболовные сети, мешки.
Чтобы создать традиционный таар, сырьё очищают сначала стиральным порошком, а затем шампунем. После этого волос скручивают в нити и плетут изделие. Мастерицы не красят материал. Плавные переходы от светлого к тёмному получаются из естественного цвета конского волоса. Узоры обычно лаконичны: квадраты, параллельные линии, прямоугольники, зигзаги. Встречается и любимый бурятский мотив — орнамент «рога барана».
   2. Как Вы думаете, что обозначает этот символ?
А) символ процветания;
Б) символ изобилия;
В) символ долголетия.
 

Слайд 8.

Промыслы Юга России. Калмыцкие изделия из кожи.
Калмыки традиционно занимались животноводством и выделкой кожи. Мастера создавали из нее элементы для конских упряжек, плетки, ведра и специальные сосуды для кумыса и молочной водки. Прежде чем шить изделия, кожу тщательно подготавливали: ее выдерживали в золе, скоблили с двух сторон, промывали и сушили на солнце. Затем куски кроили, сшивали жилами и долго держали над огнем, набив песком или золой для формы. Такие засушенные и окуренные дымом сосуды становились крепкими и не размягчались даже от горячей воды.

Слайд 9.

Ювелирное дело крымских татар.
Крымские татары издавна владели разнообразными ювелирными техниками: чеканкой, гравировкой, чернением. Но национальным символом стала объёмная филигрань. Она бывает двух типов. Первый — тончайшее ажурное плетение, похожее на сквозное кружево. Второй — напаянный на металлическую основу узор из драгоценной проволоки. В обеих техниках крымские мастера дополняли ажур мельчайшими шариками зерни. Многие изделия служили не только украшениями, но и оберегами. Сегодня традиционное ювелирное искусство поддерживают современные мастера.
   3. Как вы думаете, какой металл использовали для создания филиграни?
А) платина;
Б) золото;
В) серебро.

Слайд 10.

Промыслы Северного Кавказа. Унцукульские изделия. Дагестанское село Унцукуль знаменито узорной насечкой металла по дереву. Промысел оформился на рубеже XVIII и XIX веков, когда мастера стали использовать древесину абрикоса и кизила. Позже промысел дополнился другими породами, например, боярышником. Для узоров часто применяется мельхиоровая и серебряная проволока. Мастера вставляют её в дерево усилием руки, затем обрезают лишнее и забивают обрезанную полоску маленьким молоточком. Изделия украшают старинными геометрическими орнаментами: прямыми и волнистыми линиями, ромбиками, кружочками.

Слайд 11.

Войлочные ковры.
В Чеченской Республике и Республике Ингушетия коврики с орнаментами создаются в технике аппликации и называются «истанг» и «истинг». Процесс создания непростой: шерсть нужно вымыть, просушить, расчесать и затем долго валять вручную. Раньше готовый войлок часто окрашивали природными красителями: корнями марены, корой ольхи, шиповником, крапивой. Из цветных полотен женщины вырезали отдельные узоры и затем подгоняли их друг к другу, сшивая частыми стежками. В отличие от одноцветных напольных войлоков, узорные изделия занимали почётное место на стенах дома. Их делали для приданого невесты, дарили в честь рождения ребенка.

Слайд 12-13.

Промыслы центра России. Ростовская финифть.
Центры народных промыслов Центральной России включают в себя известные города и села, Ростов — один из них. В 18-м веке зародилось такое ремесло, как финифть. Это роспись по эмалированному металлу специальными красками. В древние времена мастера расписывали иконы. Священники носили одежды с украшениями из финифти. Церковная утварь и обложки рукописных книг также расписывались специальными огнеупорными красками. Особенностью данной технологии нанесения является то, что до обжига цвет узоров всегда одинаков. Благодаря жару печи изделия начинают играть яркими красками.

Слайд 14.

Промыслы северо-запада России.
Мезенская (палащельская) роспись.
Мезенская роспись стала известной с XIX века. Ею занимались только жители села и только мужчины. Они расписывали прялки, короба, солонки и другую домашнюю утварь. В мезенской росписи лаконичны и цвета, и сами узоры: простые геометрические мотивы и линейные фигурки животных. При этом многие исследователи говорят о глубоком символизме этих орнаментов. Так, кресты и круги могут означать солнце и огонь, а семена и плоды в ромбических фигурах — плодородие. Но главными персонажами мезенского декора стали лошади и олени. Они рисовались в двух традиционных цветах.
   4. Как вы думаете, в каких цветах расписывали свои работы народные умельцы?
А) белый и синий;
Б) красный и чёрный;
В) зелёный и голубой.

Слайд 15.

Шемогодская резьба по бересте.
В XVIII веке жители деревни Курово-Наволок и соседних сел Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии создавали шкатулки, коробочки, тарелки и другие предметы быта с ажурной резьбой и тиснением. На этой территории России распространилась техника тончайшего растительного орнамента с розетками, ягодами и трилистниками, а также изящные фигурки птиц и животных. Чтобы создать такую работу, художник с помощью затупленного шила наносит контуры на подготовленную пластину. Затем шило меняется на острый нож: мастер прорезает рисунок и удаляет фон. Если требуется плавность контуров и видимость объема — нож наклоняют. Готовую пластину художник наклеивает на изделие.

Слайд 16.

Промыслы Сибири. Алтайские обереги из кедровой щепы.
Коренной народ горного Алтая издревле занимался обработкой металлов и резьбой по дереву. Благодаря присущим верованиям в духов и шаманизму в культуре ценились изделия-обереги. Мастера создают из дерева лаконичные обереги, талисманы, предметы. В работу идёт редкий материал: кедровая щепа и томлёная лиственница. Чтобы получить щепу со всеми естественными выемками и живописными трещинами, мастер раскалывает кедровую чурку на заготовки, стараясь сохранить рельеф расщепа. Поэтому создание фигурки — всегда импровизация, художник каждый раз подстраивается под дерево с неповторимыми линиями расщепа.

Слайд 17-18.

Резная кость Таймыра.
Таймыр — самый северный полуостров России. Косторезный промысел зародился здесь столетия назад: о давности традиции говорит разнообразие инструментов, с помощью которых умельцы обрабатывали кость в начале ХХ века. Пользовались различными ножами, зазубренными резцами и даже специальными циркулями с шипами или плоским лезвием с выступами. В музеях сохранились столетние образцы орнаментов на кости. Во второй половине ХХ века традиция чуть было не угасла из-за упадка оленеводства, но сегодня промысел возрождают новые мастера. Таймырские резчики создают различные скульптуры, украшения, ножи.

Слайд 19.  

Русский деликатес. Тульский пряник.
На Руси без сладких и ароматных пряничков не проходило ни одно торжественное или печальное мероприятие. Пряники любили не только представитель венценосной семьи, но и простые крестьяне. Для придания выпечке классической формы используют доску, на которой предварительно вырезан узор.
   5. Как вы думаете, чем отличается Тульский пряник от обычного?
А) названием;
Б) ингредиентами для теста;
В) внешним видом.
 

Слайд 20.

Культура народных промыслов не теряет актуальности на протяжении многих веков и продолжает жить в современном мире. На сегодняшний день в России работает около 300 организаций промыслов. Для возрождения народных промыслов и поддержания художественных и ремесленных традиций регионов требуется много усилий и средств. Сохранение уникальности творческих практик и видов народных промыслов, умений народных мастеров и созданных ими эстетических образов, смыслов позволяет современному обществу не терять связь со своей культурой, с национальными традициями и помнить богатую многовековую историю своего народа.
Народные декоративные промыслы – история и культура многонациональной России. Каждое неповторимое художественное изделие является объектом нематериального – духовного творческого наследия семьи народов.
 
Ответы: 1. – В; 2. – А; 3. – Б, В;4. – Б; 5. – В.    

 

Слайд 21.

Советская центральная районная  библиотека им. М.И. Чуба 2023г.